- Головна
- ОТ «КУЛЬТУРНОЙ КОМЫ» К ПОИСКАМ НОВОГО ПОП-АРТА
ОТ «КУЛЬТУРНОЙ КОМЫ» К ПОИСКАМ НОВОГО ПОП-АРТА
Відгуки та коментарі
Наверняка вам известно классическое выражение (дай Бог памяти кому же из древних греко/китайцев оно принадлежит), что бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и …. Ну, а третье «вечное созерцание» зависит от остроумия рассказчика или его околонаучной эрудиции. Лично я бы закончил затертую бытовым постмодернизмом фразу так: «как наши люди постигают искусство».
Посещая в Горловке разного рода «культурные мероприятия», в конце концов, приходишь к довольно грустной мысли: культура и искусство для большинства горловчан очень сложные, малопонятные и не особо нужные явления. Нет, вы не подумайте, что автор этих строк пытается умалить стремление жителей нашего города к «вечному и прекрасному». Наоборот, я действительно уверен, что в каждом человеке есть некое «изначальное стремление к знаниям трансцендентного происхождения». Когда мы устаем от беготни по рынкам, рутинности на работе и скандалов в ЖЭКах, то нам хочется найти некий смысл во всей этой суете. И вот тогда нас непреодолимо тянет приобщиться к миру высших материй. Но вот незадача! Пока мы бегали и решали свои проблемы, мир этот как-то незаметно видоизменился.
Предлагаю коснуться более современной стороны «вечного и прекрасного». Поскольку в Горловке эта сторона выражена не столь ярко, как в Киеве или Донецке, то попытаемся вначале изучить именно ее. Представьте себе, что вы, как горловчанин, решили посетить киевский PinchukArtCentre или выставку «Art Point» (культурный проект современного искусства, приуроченный к 10-летию компании СКМ). Иными словами - пришли отдохнуть, расслабиться и вкусить плоды богемного креатива. Ан нет, не тут-то было. Присмотревшись, вы обнаруживаете вокруг себя нечто непонятное, искривленное, остро-жидкое, свисающее пластиковыми сталактитами лампочек, а порой и просто торчащую из камня руку. «И это живопись! - возмущенно скажет кто-то возле разноцветных пятен на куске гипсокартона. – Безобразие!». А другие напротив - постоят возле этой мечты хиппи минут пять, посмотрят и так и эдак, а потом с таинственным видом пойдут к следующему «шедевру». Поймут они тоже мало, но обязательно сделают вид истинного ценителя современного искусства. Кому же захочется показаться менее «продвинутым», чем окружающие? Наш человек не привык выделяться из толпы. Даже если это толпа тех, кто предпочитает выделяться из нее.
Итог такого посещения в большинстве случаев рождает довольно простой вопрос: «Действительно ли мы такие необразованные, что не видим в современном art-е искусства?». Отчасти это действительно так, но лишь отчасти. Да, процесс выживания в условиях реальности Донбасса за последние четверть века поставил нас в такие условия, что на развитие в себе эстетики «чтения образов современного искусства» не остается попросту времени. Но все же это не главное. Важнее то, что нами напрочь утрачена социальная школа культурного воспитания (хотя хочется верить, что даже при существовании оной, торчащая из камня рука или радуга на гипсокартоне не стала бы нам ближе).
Слышу, слышу Ваше негодование. Мол, есть же у нас и театры, и несколько уникальных музеев, да и с музыкантами в Горловке все более-менее в порядке. А каков творческий потенциал нашего ГГПИИЯ! Ведь именно студенты, выпускники и преподаватели этого славного ВУЗа время от времени приходят лицезреть полотна Рериха, миниатюры Разумова и постановки Московского независимого театра. Ходят легенды, что даже в библиотеках они бывают! Давайте, все же филологов в счет не будем брать. Воспитанники профессора Виноградова и исследователя мифологем Бахтина - это, по сути, отдельная каста людей «не от мира сего», живущих вдалеке от масс и их стремлений к прекрасному.
Возвратимся к культурной жизни горловчан. И вот тут-то появляется вторая сторона «вечного и прекрасного» - совковость. Да-да, именно то, что представляет культурная жизнь Горловки во втором десятилетии XXI века. Некое состояние «культурной комы», где наши муниципальные служители муз пребывают уже второй десяток. А причина этой совковости в … развале Советского Союза! Парадокс? А не парадоксом ли было то, что в «жуткое, тоталитарное советское время» в школах заставляли (!!!) читать Достоевского, Чехова или Маяковского? В эпоху запретов и отсутствия свободы слова детей учили думать! Им насаждали классическую музыку, водили в художественные галереи и театры, насильно прививали «культурный уровень»! Пусть это и был уровень, окрашенный соцреализмом. Но, согласитесь, если человека научить ходить, то рано или поздно он сам выберет себе дорогу, по которой идти.
Теперь же в эпоху свободы и демократии, учить детей думать (а не это ли главное призвание культуры?) вдруг стало финансово накладно. Вы скажете – неправда. Детей учат – поэзии в кружках, поощряют театральные сценки в школе и даже пытаются сохранить уроки «Пения». Согласитесь, что все эти законсервированные остатки советской системы культурного воспитания смотрятся просто смешно. Образно говоря, все тот же Ленин (в костюме Шевченко) и большевики (в костюмах казаков) все в тех же декорациях. А причина банальна – на культуру нет денег. Культура (как сегмент социальной жизни города) – это чистой воды «проедание» бюджетных денег. Собственно как и любая «социалка» - медицина, образование, наука и т.д.. Только в отличие от вышеперечисленных сфер, культура не дает физически и финансово ощутимого результата. Поэтому при формировании комиссий в городском или областном совете, наши депутаты с большой неохотой идут в комиссии по культуре. По той же причине средний оклад работников культуры и искусства де-юро колеблется на уровне 1800 грн., де-факто – около 1000 грн.
И, последним штрих на картину в серых полутонах - Дворцы культуры. Вдумайтесь только в это словосочетание – Дворец (!) культуры. Не «хатынка», не офис и не зал, а именно Дворец! Иными словами – «резиденция царствующих владетельных лиц». Названию соответствует и архитектурный стиль псевдоклассицизма, в котором строились многие ДК. Эти заведения являются сегодня наглядным примером всего того, что произошло с нашей культурой в целом. Из массовой школы искусств они превратились в молельни маркетинговых сектантов, торговые площади заезжих купчишек и кинопромывочный конвейер для мозгов. Но это в центре города. А что же с ДК на окраинах? Пустующие облезлые «монстры» с прогнившей серединой, где до сих пор играют свои роли тени народных актеров. Не верите?
Предлагаю небольшую экскурсию в одну из некогда красивейших обителей искусства - Дворец Горловского коксохимического завода. Искусство, разворованное на гаражи и металлолом.
Блоггер АЗОГ