- Здесь абсолютно нет живописи, одни репродукции, - говорит Ромашев. - Для меня они абсолютно не имеют ценности, потому что эта картинка на картоне стоит 5-10 гривен и цена ее слагается только из стоимости рамы. К тому же они идут миллионными тиражами и там нет никакого творчества. Да, такие картины на порядок дешевле, но в живопись вложена душа, труд и она уникальна. А это бесценно. Между тем художник признается, что ценить искусство в постсоветском пространстве начали совсем недавно. «В брежневские времена это не было востребовано, - говорит он. - Ковры на стенах, все такое… Если и были заказы, то чаще церковь обращалась, копии делали, громадные работы метр на два. Но это все было эпизодически. А когда началась перестройка, люди начали немножко ездить по Европе, увидели, как там живут, как у них оформлены дома, то искусство, а особенно живопись, начали ценить и мы с женой активно начали заниматься этим». - Когда вы увлеклись живописью и почему решили поступать в художественное училище? - Пекаря можно научить работе, и токаря – тоже. А моему ремеслу невозможно научиться. Можно быть хорошим копировальщиком, но создавать картину, чувствовать ее, видеть… Я думаю, что для этого должен быть дар. С детства я обрисовывал все тетради, обложки. Начинал где-то что-то срисовывать. Основной показатель того, что ты будешь хорошим художником – это усидчивость и желание это делать. - Но тем не менее и вы и ваша жена закончили по классу живописи учебные заведения. Считаете ли специальное образование необходимым для того, чтобы в живописи достичь каких-то успехов? - Это однозначно. То, что тебе дано – лишь дилетантство. Можно с этим даром творить, но это будет непрофессионально. Художественная школа дает очень многое. Там постигаешь все азы и навыки. В высших заведениях, где ведут занятия светила живописи и очень талантливые люди, перенимаешь опыт и получаешь профессионализм. Стать великим художником, ничего не заканчивая, – нонсенс. - Кого из художников могли бы назвать своим учителем? - Я объездил несколько стран мира и последние 10 лет первым делом я бегу в частные галереи, смотрю, чем дышат сегодня мои коллеги. Такие светила, как Шишкин, Репин, Васнецов, Врубель, они были гениями, но в свое время, которое уже прошло. У каждого из них есть свои нюансы, которым поражаешься и сегодня. Взять того же Шишкина. Он во время грозы выбегал на улицу, чтобы увидеть, как выглядит небо при дожде. Этот художник часто писал такие работы. Например, «Утро в сосновом лесу», где он изобразил туман после дождя. Или «Утро в дубовом лесу», на которой люди идут с зонтиками, показаны лужи, в которых играют лучи солнца. И видно, что человек этим жил, искал эти состояния природы. А сказать, кто из них мне ближе… Каждый раз открываешь все новые и новые имена. Настолько много художников-профессионалов, которые поражают своей техникой, восприятием окружающего мира. Можно много имен назвать, но остановиться на ком-то одном трудно. - Расскажите о своих работах, что вам больше всего нравится рисовать? - Вообще я специализируюсь на абстракциях, нравится рисовать улицы городов. Архитектуру всегда сложнее писать, чем пейзаж. - Сколько времени уходит на одну картину? - По разному. Но в неделю обычно укладываюсь. А все потому что, если работа подсыхает сильно, то трудно сделать плавные переходы, теряется тон. Когда краски свежие ты очень хорошо ими лавируешь. Особенно, когда пишешь мастихином (специальный мастерок использующийся в масляной живописи – прим. 06242). Это техника сложная. Когда пишешь картину, видишь одну мазню, но наперед знаешь, как она будет читаться. Масло дает объемность, рельефность. - Что для вас важно во время работы и на что не обращаете внимания? - Во время работы стараюсь ни с кем не общаться, даже с женой. У нас две отдельные мастерские. Бывает работаешь с таким увлечением ,что забываешь обо всем: что нужно сходить поесть или в уборную. - Вы рисуете для собственного удовольствия? - В этом смысле я выкладываюсь в абстракции.
- Да, картина на тему любви, но не в человеческих отношениях, а в животном мире. Я эту работу вышивал месяца три, чтобы правильно построить. На ней изображены четыре уточки. Эти птицы с детства меня умиляли. Две из них уже нашли друг друга, а вторая - только присматривается, но уже ощущается между ними симпатия. Эта картина висит сейчас у меня дома. Я сделал четыре ее повтора. Работу пытался построить на контрасте: темная заводь, камыши, несколько лилий и нежность этих птиц. Мне эта работа очень дорога. - Ваша жена тоже художник. Как уживаются две творческие личности в одной семье? - Мы ладим, ведь творческих людей можно причислить к интеллигенции, поэтому бурных выяснений отношений у нас не бывает. А вот что касается работы - часто спорим. Я что-то вижу не так в ее работах или она в моих, доказываем свою правоту.
- Я специально привез лишь одну абстрактную картину. В Европе это бум, а здесь… Люди не реагируют на красивые изображения природы, цветов, ландшафтов. А на абстракцию, мне кажется, вообще не обратят внимания. На картине, выставленной в Горловке ,изображен наш мир. Золотой фон символизирует зло. Золото вводит людей в смуту, они из-за него теряют рассудок. Также белым и черным изображена борьба добра и зла, а красным – то, что между ними. Это люди, которые колеблются, не знают, на чью сторону перейти. И этого красного немало. Но я не виню народ в том, что они не воспринимают живопись. Возможно, в Горловке они живут немного в недостатке. Некоторые приходят, картины посмотрели, а взглянуть на цену им даже стыдно. Но и я не могу быть альтруистом, потому что все материалы стоят сумасшедших денег. Тот же тюбик краски - 40 грн., а чтобы написать картину необходимо минимум 10 цветов – 10 тюбиков. Та же рама, тот же холст, тот же грунт. В итоге стоимость картины составляет от тысячи до нескольких десятков тысяч гривен. Да, я дарю картины, отдаю в детские дома, после выставок оставляю одну картину в музей. Но это мой хлеб. Фото Анны КОПЫТЬКО | РАБОТЫ ВАЛЕРИЯ РОМАШЕВА И ЕГО ЖЕНЫ |