Крым: дешево, опасно, прибыльно

Переходный период Крыма в составе Российской Федерации близится к концу.

Глава республики Сергей Аксенов намерен просить о его продлении еще на год, но только для завершения формальных процедур - переоформления прав на имущество, перерегистрации юридических лиц. Федеральный бюджет готов уже в январе начать перечисления в региональные фонды на капитальное строительство, модернизацию инфраструктуры и развитие экономики. Эти субсидии Москвы дополнят пошедшие еще весной социальные выплаты по российским стандартам и фактически введут Крым в орбиту российской экономической жизни. Это вопрос решенный. Открытый вопрос - вхождение Крыма в мировую экономику.

С обочины в кювет

Крым в составе независимой Украины провел более двадцати лет в культурной и экономической коме. Деградирующая постсоветская экономика сказалась на полуострове в полной мере - варварством при распоряжении природным и историческим достоянием, упадком культурной жизни, местечковой экономикой. Олигархические и криминальные группировки поделили Крым, создав на рынке услуг монополизм и атмосферу беззащитности частного бизнеса. С другой стороны, ориентация на небогатого туриста из материковой Украины отрезала полуостров от систематических инвестиций в главный сектор местной экономики.

Ревизия новыми властями курортов Крыма и смежных отраслей, как например винодельческой, показала, что полуостров не просто остался в позднем Советском союзе, но преодолел значительный реверсивный путь к региональному курорту одной из беднейших стран Европы. Производство сельскохозяйственной продукции за эти годы в Крыму сократилось по средним показателям в два раза, как и площади виноградников, в то время как садов - в пять раз. Грузооброт на полуострове в 2013 году составил 6800 тонно-километра против 17 тысяч в 1990 году, ежегодный пассажиропоток за этот период сократился с 600 млн до 200 млн. человек.

Аналогичные показатели присутствуют в большинстве отраслей экономики Крыма, удачным исключением является, пожалуй, лишь химическая промышленность, благодаря монопольному производству диоксида титана и брома. Характерно, что при сохранении абсолютных объемов производства химическая промышленность в относительных показателях выросла с 7% до 50%.

Аналитики Всемирного банка и ряда международных консалтинговых агентств в ходе конференций в 2012 и 2013 году соглашались с мнением, что деградация экономики полуострова вызвана двумя факторами: высокими налогами и хроническим недофинансированием. Налоговую систему Украины международные рейтинги на протяжении 2000-ых годов регулярно ставили в десятку худших с конца. Иностранные инвестиции, в свою очередь, были ситуативными и фактически не оказывали влияния на макроэкономическую конъюнктуру.

Тенденции последних двадцати лет обещали курортам Крыма дальнейшую стагнацию, а производственному сектору полное исчезновение. Процесс деиндустриализации отнюдь не противоречил политике режима в Киеве, предпочитавшего сильному союзнику в лице русскоязычной автономии слабого врага.

При всех этих тенденциях воссоединение Крыма с Россией произошло в тот момент, когда точка невозврата еще не была пройдена. На полуострове сохранилась база для новых вложений: инфраструктура советского периода, профессиональные кадры, административная целостность и главное - менталитет крымчан, стремящихся к улучшению жизни. Именно это стремление не позволило им смириться с украинской действительностью и встать на рискованный путь свободного выбора. Теперь на полуострове ждут инвесторов с той же жизненной позицией.

Русская весна, что дальше?

Русская весна встала на пути у выверенных планов из папок международных консалтинговых агентств. Крым оказался выброшен из мировой экономики - непризнание изменения его политического статуса ударило по всем без исключения сферам экономики и обрезало внешние связи. Символ самой русской весны “народный губернатор” Севастополя Алексей Чалый уже летом объяснялся о судьбе своей компании “Таврида Электрик”: “Мы стали прокаженными, от нас бегут, с нами опасаются иметь дело”.

Первоначально вялая реакция развитых стран на итоги крымского референдума усиливалась по мере осознания того, что произошедшее является фактом, а не очередным политическим маневром. То есть, приняв мысль, что Крым в Украину не вернется, западные страны утвердились в мысли наказать Крым. Введенные санкции против крымских предприятий, жителей Крыма и всех, кто пытается сотрудничать с ними, не имеют цели добиться чего-то иного, кроме порки. Как писал Ярослав Гашек в романе о похождениях бравого солдата Швейка - “торжественной порки”.

Ключевая особенность санкций в отношении России, в отличие, скажем, от аналогичных мер против режима Саддама Хусейна в Ираке, заключается в том, что они не выгодны ни одной из сторон экономической деятельности. Введенные ограничения не имеют тех многочисленных лазеек, которые позволяли бы наживаться на схемах вроде “нефть в обмен на продовольствие”. Именно поэтому их отмена будет с течением времени и ослабления кризиса на Украине лоббироваться самыми неожиданными персонами из мира мирового экономического истеблишмента.

Намеки на такой ход событий неоднократно в публичных выступлениях давал Владимир Путин, подчеркивая “заинтересованность” западных инвесторов в капитальных вложениях в Россию. И территория Крыма в случае его легализации, если не де-юре признанием Украиной, то де-факто плавной отменой санкций, может в среднесрочной перспективе стать наиболее прибыльным местом для вложений.

"Сегодня коммерческий успех определяет эффективная международная кооперация. Бизнес, в том числе крупные отечественные и зарубежные компании, это прекрасно понимает, и, невзирая на сложности сегодняшней текущей политической конъюнктуры, прагматизм, здравый смысл все равно берут верх, и это очень радует", — заявил Путин во время видеоконференции с плавучей буровой установки в Карском море, которая начинает работу в рамках совместного проекта "Роснефти" и ExxonMobil.

Але, мы ищем инвесторов

Структура запросов Крыма на инвестиции следует в русле прежних тенденций: инфраструктура, курорты, пищевая и химическая промышленность. Причем именно энергетика, наряду с решением транспортных проблем, остается краеугольным камнем в здании новой крымской экономики.

На Крымском энергетическом форуме в Ялте в начале октября 2014 вопросы “обеспечения энергетической безопасности” обсуждались представителями российских и белорусских научных учреждений совместно с почетным консулом Израиля в Крыму Яковом Эпштейном, а также представителем международной энергетической компании «Интерэлектро» В. Крумовым. Избегая личного присутствия на территории Крыма, заинтересованные предприниматели ограничиваются кулуарными заявлениями, из которых следует их позитивный настрой на сотрудничество, но выжидание ослабления санкций или, по крайней мере, внимания Запада к их исполнению.

“Идея собрать вместе всех, кто должен обеспечить развитие энергетики Крыма, что называется, витала в воздухе. И то, что она была реализована быстро - это заслуга организаторов форума”, - заявил после форума советник генерального директора Российского энергетического агентства Сергей Рогинко.

На форуме подчеркивалось, что привлечение новых инвесторов в Крым будет успешным лишь в случае сохранения уже наработанных контактов. Отдельные факты позволяют утверждать, что руководство республики прилагает к этому значительные усилия. Так, советник главы Республики Крым по экономическим вопросам Рустам Темиргалиев сообщил СМИ о продолжении сотрудничества с греческими и итальянскими паромными компаниями.

«Меня откровенно удивляют наши европейские партнёры, которые постоянно хотят запугать нас какими-то санкциями. С моей точки зрения, это не более, чем пустые политические заявления», - заявил Темиргалиев.

Отчеты крымской таможни о товарообороте свидетельствуют, что импорт товаров не только не упал, но в летние месяцы продемонстрировал значительный рост, по отдельным категорям - до 70 процентов. Аналитики связывают это с ожидаемым ростом благосостояния крымчан и, как следствие, их покупательской способности. Известна аксиома, что торговля является первым шагом к капитальным вложениям. В то же время, публично заявлять о готовности инвестировать в Крым в настоящих условиях для бизнеса опасно, но это отнюдь не означает невозможность и невыгодность самих инвестиций.

Первым, кто может выступить в качестве инвестора в Крым, ожидаемо оказывается Китай. Известен проект КНР по строительству грузового порта в Евпатории в “украинский период”, сейчас же речь идет об участии китайских государственных и частных компаний в сооружении транспортного коридора через Керченский пролив стоимостью 3 миллиарда долларов. Также ряд китайских компаний в ходе форумов в Шанхае и Пекине сделал заявления о возможности инвестирования в сельское хозяйство и строительную сферу.

Крым ожидает бум строительства автомобильных дорог и курортных комплексов, разработка нефтяных месторождений, развитие нефтеперарботки. Это традиционный перечень интересов для турецкого бизнеса. Стамбул проявляет лояльность к инвестициям в Крым. Аналогичные возможности остаются и у европейских компаний, которые имеют большой опыт действий через цепочки офшорных фирм. И, если на Западе такие вложения обязаны оставаться тайной, пускай и Полишинеля, в Крыму им публично придают большое значение.

Друзья приходят в беде

Не секрет, что крупные вложения в Россию желательно гарантировать личными контактами политического руководства страны и региона, где предполагается реализация проектов. Крым в нынешнем осадном положении оказывается втройне подвержен этой тенденции. В республике уже сформирована исполнительная власть, продемонстрировавшая эффективность, и потому обеспечивавшая свою несменяемость на длительный период.

Обязательства по повышению жизненного уровня перед избирателями могут быть выполнены ей только при условии дополнения государственной социальной поддержки вливаниями частного капитала. Поэтому вложения в экономику полуострова в нынешнем ее состоянии, при недооцененных активах и минимальной конкуренции - это одно из самых перспективных направлений для долгосрочного инвестирования в Европе. Сопутствующие риски попасть под действие санкций остаются, однако формальные лазейки в таком обширном процессе всегда дают возможность уйти от прессинга.

Иностранный инвестор в Крыму сегодня окажет неоценимую услугу власти, а в России это оплачивается сторицей. Кто сегодня рискует, тот завтра будет пить шампанское с руководством республики.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
4 просмотра в мае
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Общество
По его словам, он предпочитает смотреть на будничную Горловку. Для него, как местного жителя важным стал ремонт автодороги по бульвару Димитрова. Там  отфрезирована одна полоса движения между улицей Рудакова и проспектом Ленина, на пешеходных переходах наносят разметки "зебры", убираю песок на проезжай части центральных улиц. Такжеза минувшие дни в городе установили наземный козырек возле выхода из подземного перехода у магазина "Мебельный город" на площад...
Общество
Местные жители опубликовали эти фотографии в соцсети со словами возмущения. Несмотря на то, что власти Горловки от группировки "ДНР" сообщают на своих ресурсах о ремонтах городских дорог, горловчане при обсуждении пишут обратное.   Жители отмечают, что буквально по всему городу проезжая часть превращается в бездорожье.  Недавно горловчанка, переехавшая в Россию, вернулась проведать родственников  и показала, как выглядит проезжая и пешеходная часть по улиц...
Общество
В неподконтрольной украинским властям Горловке (Донецкая обл.) автомобиль врезался в железобетонный столб и загорелся. Об этом сегодня, 17 мая, сообщает пресс-служба «МВД ДНР». «Наряд полиции, патрулировавший улицы города, заметил автомобиль, который после столкновения с железобетонной опорой уличного освещения начал дымиться и загорелся. В машине без сознания находились трое мужчин в состоянии алкогольного опьянения», – говорится в сообщении. «Двоих пасса...
Общество
Очевидцы продолжают обмениваться в соцсетях информацией о ситуации на контрольных пунктах въезда-выезда (КПВВ) на Донбассе. По состоянию на день сегодня, 17 мая, ситуация в пунктах пропуска следующая. КПВВ «Майорское» / КПП «Горловка» («ДНР»): «Администратор»: «10:16. Горловка. Очередь до туалета. Мы были в 8 часов на посту. Сейчас прошли ровно половину сетки»; «Администратор»: «11:42. Горловка. Автомобильная очередь 200-230 плюс суперльгота»; «Администрат...
Реклама
Каждый родитель,  проявляя заботу о своем ребенке и его здоровье, весьма требовательно подходит к выбору  одежды,  обуви и прочих  товаров для школы. С особенно требовательным подходом следует отнестись к выбору  такого важного и необходимого атрибута,  как школьный рюкзак. Школьные рюкзаки – один из самых популярных и широко распространенных видов аксессуаров у школьников различных возрастов, поскольку рюкзаки очень удобны и вместительны. Важность правиль...
Общество
Так, были подведены итоги проведенных праздничных мероприятий посвященных Дню Победы и Дню Республики в городе и поселках. Заслушана информация по вопросам соблюдения пожарной безопасности в сухую и жаркую погоду в помещениях и на открытой местности. Отдельно была заслушана информация о завершении учебного года, проведении экскурсий, практических занятий, экзаменов и ГИА. Отдельно были заслушаны информация об изменении в законодательстве ДНР и состоянии кр...
Общество
В Горловке 16 мая  с 9.00 до 16.00 планируется отключение электроэнергии по адресам: ул. Чичкана, Беляева, Активная, пер. Промежуточный, ул. Калашникова, пер. Звездный. Что касается отключения водоснабжения в связи с проведением ремонтных работ на Фильтровальной станции №1, то с 8-00 до 21-00 без воды останутся все потребители Калининского района;  части Никитовского района: п. Гольмовский и п. Никитовка; п. Машзавода, п. Мирный, п. Аксеновка, п. Кочегарка...
Общество
Житель неподконтрольной украинским властям Горловки (Донецкая обл.) Олег показал часть города от ЧАО «Концерн "Стирол"» до площади Кирова. «Пожарная часть. Возле части – какая дорога, автобан! У нас есть автобан, оказывается», – прокомментировал автор начало поездки в Калиновке. У «Северной проходной» работает светофор. «Тут светофор даже есть», – отметил Олег, проезжая мимо.                                                     Мужчина проехал мимо цехов «С...
Общество
В «ДНР» на КПП «Горловка» завтра, 15 мая, будет отсутствовать электроэнергия в утренние и вечерние часы. Об этом сегодня, 14 мая, сообщает «мэр» неподконтрольной украинской власти Горловки Иван Приходько в своем Телеграмм-канале. Он уточняет, что на КПП будет производиться переподключение сетей. «Завтра, 15.05, будет отсутствовать электроэнергия на КПВВ Горловка, с 09:00 до 09:30, и с 16:00 до 17:00, будет производиться переподключение сетей», – сообщил Пр...