• Главная
  • Водные пути Сибири | Перевозки.
11:08, 13 августа 2014 г.

Водные пути Сибири | Перевозки.

Водные пути повсеместно, а в отдельных районах Сибири особенно имели решающее значение. И не только потому, что они были первыми путями сообщения, по которым пошли русские люди в Сибирь, но и потому, что они были порой единственными дорогами на труднопроходимой таежной земле.
Первые сибирские грузопотоки приходились именно на реки и имели преимущественно меридианальное направление, тем самым повторяя направления рек. Исключение составлял лишь Амур, который имеет скорее широтное, чем меридианальное течение. Судоходство всюду поначалу было сплавным, парусным, либо бечевым.
Но по мере оживления судоходства, по мере роста и совершенствования его технической базы все чаще на сибирских крупнейших реках стали появляться пароходы, которые произвели подлинную революцию не только в водном транспорте таежного региона, но и всего сибирского хозяйства.
И тем не менее использовать паровую тягу оказалось все-таки непросто. Требовались технический и водный надзор, появилась нужда в точных и правильных картах крупнейших рек и их бассейнов... Словом, развитие судоходства в XIX в. стало делом первостепенной важности.
Важность его увеличивалась еще и потому, что переселенцы оседали, как правило, в городках и поселках"
расположенных по берегам крупных рек, и для оживления их хозяйственной деятельности требовалось максимальное расширение сети водных путей, вплоть до малых рек. Только при наличии надежного и дешевого транспортного обеспечения переселенцы могли начинать дело, а быстро появляющиеся излишки вывозить на рынок, к потребителю.
Прекрасно понимая эту прописную истину экономики, правительство через законодательные учреждения делало все возможное, чтобы за счет льготных условий удешевить и улучшить водные пути Сибири. Тем более что по пропускной способности и протяженности сибирская речная система не имеет себе равных.
Общая длина сибирских внутренних водных путей представлялась очень внушительной цифрой — 130 374 версты, в числе которых имелись 48 787 верст сплавных путей, судоходных 45 406 верст и пароходных 32 315 верст.
Причем не следует забывать, что все эти водные пути надежно связаны с морскими путями! Это увеличивает их экономическую ценность. И вместе с тем увеличивает степень трудности их использования из-за неблагоприятных географических условий. Ведь почти все величайшие реки Сибири впадают в Северный Ледовитый океан, где особые трудности плавания и своеобразные условия навигации.
Из-за технической маломощности флота плавания по рекам Сибири с выходом в Северный Ледовитый океан и последующим продвижением в Европу носили эпизодический характер.
Наметившееся оживление экономики поставило на повестку дня вопрос о строительстве системы каналов, чтобы расширить и объединить разрозненные водные пути Сибири. Был построен Обь-Енисейский канал, проект которого, к сожалению, не предусматривал увеличения водоизмещения судов. И поэтому в связи с ростом пароходного флота построенный канал, но рассчитанный на маломерные суда, уже не представлял какой- либо экономической ценности. И водные системы Оби и Енисея, по существу, оставались разобщенными для крупнотоннажных судов.
От строительства последующих каналов, которые открывали бы выход к другим рекам, и в первую очередь к Амуру, пришлось отказаться из-за огромной сложности работ, связанных с преодолением, например, непроходимых порогов на Ангаре и других реках. Экономически эти работы в XIX в. были неоправданны.
И все-таки сколь значимы и надежны были перевозки по водным дорогам Сибири, можно судить хотя бы по такому факту: основная масса военных грузов в русско-японской кампании 1904 г., несмотря на наличие железной дороги, доставлялась на Дальний Восток водным путем.
Особо важно подчеркнуть, что водные пути не были вспомогательными, подъездными путями к железнодорожной магистрали, напротив, они имели самостоятельное значение и развивались параллельно со строительством железных дорог. Одно не подменяло другое, а лишь дополняло его, тем самым расширяя сеть путей сообщения Сибири, усиливая транспортную освоенность региона.

Подготовлено по сайту: www.megtranscom.ru - МежТрансКом. Телефон: +7(495)921-03-29 - доставка крупногабаритных грузов в Губкинский. Международные грузовые перевозки.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Объявления
live comments feed...