«Свой» автопарк: желание есть, денег нет

В первой части материала о желании властей Горловки создать муниципальный автобусный парк, сайт 06242 познакомил читателей с разработанным в трамвайно-троллейбусном управлении бизнес-планом. Сегодня журналист 06242 задается другими вопросами: как автопарку стать прибыльным, сколько зарабатывают перевозчики  и есть ли альтернативные варианты создания автобусного парка.

КАК СТАТЬ ПРИБЫЛЬНЫМ?

«Муниципальный автобусный парк должен быть рентабельным”, такую мысль неоднократно высказывал мэр города и с ним трудно не согласиться. Однако то же ТТУ, на базе которого планируется создать АТП, дотируется из местного бюджета на уровне 10 миллионов гривен ежегодно. Правда, в случае создания автобусного парка эти средства, скорее всего, с предприятия «снимут» или значительно урежут.

Как предприятие сможет стать прибыльным? «Конечно же, благодаря перевозке пассажиров», ответят читатели и будут правы, но особенность горловских маршрутов заключается в том, что некоторые из них весьма прибыльные, другие же фактически убыточны. К первому виду принадлежат, например, маршруты №№2, 24, 1, 20, ко второму типу – маршруты №№ 3, 5, 15.

Сегодня конкурсные предложения разыгрываются по такому принципу. С прибыльным маршрутом предпринимателю предлагают взять второй, фактически «социальный», и дотировать его за счет экономически более выгодного. По такому же принципу, скорее всего, пройдет и следующий конкурс, который должен состояться в июне-июле этого года.
Здесь-то и возникает интересная ситуация. Если до конкурса муниципальное автотранспортное предприятие не будет создано, оно не сможет принять в нем участие, и имеет все шансы остаться без выгодных маршрутов. Впрочем, конкурсы на отдельные маршруты проводятся круглогодично, но самые выгодные предложения наверняка будут разыграны этим летом. В результате предприятию грозит убыточность и «дотационность». Впрочем, не думаю, что городские власти этого не понимают, а потому конкурс на оказание услуг по пассажирским перевозкам вполне может быть перенесен. Другим вариантом может стать пример Донецка, по центральным улицам которого имеет право ходить только муниципальный электротранспорт. Разговоры об этом в Горловке ведутся уже не первый год, но насколько это реально сегодня - судить не берусь.

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ПЕРЕВОЗЧИКИ?

Этот вопрос интересует всех, не только пассажиров. Периодически появляется информация, дескать, работающим водителям за их труд официально выплачивается минимальная заработная плата, то этих шоферов оказывается даже меньше, чем автобусов у предпринимателя.

Отдельная тема - количество перевозимых пассажиров, которое достоверно неизвестно, ведь никто нас в автобусах не обилечивает. Впрочем, автоперевозчики всегда парируют, что находясь на едином налоге они и не обязаны предоставлять такие данные, а сами билеты в автобусах есть, просто их никто не берет.

Создание же муниципального автобусного парка, считают чиновники, поможет реально подсчитать доходы, которые получают автоперевозчики. Авторы бизнес-плана, судя по экономическим выкладкам, рассчитывают на доход с каждого автобуса около 1000 гривен ежедневно. Эти цифры, кстати, имеют важное значение и для пассажиров, ведь именно исходя из этих данных, составляющих доход автоперевозчиков, рассчитывается экономическая обоснованность тарифов на перевозку.

По сведениям автора, так называемый «план», который водитель отдает частному предпринимателю, на маршруте №2 сегодня колеблется от 500 до 600 гривен ежедневно, №№ 1 и 20 - около 380 гривен и №24 - порядка 350 гривен. План же по убыточным маршрутам №№ 3, 5 и 15 не поднимается выше 100 гривен. Эти деньги идут на серьезный ремонт, а также в доход предпринимателю. Все же остальное - заправка  транспорта, которая, кстати, обходится ежедневно до 300-400 гривен и текущий ремонт, вычитаются из ежедневного дохода автобуса. Из остатков же формируется и основная заработная плата водителей.

ЧТО С ЦЕНОЙ ЗА ПРОЕЗД?

Наверняка горловчанам памятны забастовки и акции протеста, которые устраивали автоперевозчики накануне рассмотрения вопросов о повышении тарифов на проезд.

Особенно памятен 2007 год, когда городские автоперевозчики отказались выходить на линии и оставили горожан без наиболее массового автотранспорта. Впрочем, уже тогда нашлись несколько автобусов, которые работали. С созданием же муниципального АТП появится реальная альтернатива таким ультиматумам.

Что касается цены на проезд, то она обязана быть «экономически обоснованной», считают в исполкоме. Правда, это вовсе не означает, что тариф на проезд в муниципальных автобусах будет меньше 2 гривен…

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АТП

На создание коммунального АТП необходимо почти 17 миллионов гривен, которых в местном бюджете, понятное дело, нет и в ближайшее время не предвидится. Что делать, если проект не победит в Киеве и не получит соответствующее финансирование?

Тем более что мэр Евгений Клеп неоднократно заявлял о принципиальности создания муниципального автопарка и о том, что существуют несколько вариантов реализации этой идеи.

Какие же  альтернативные пути?

- средства будут выделены из городского бюджета.  Трудно представить, ведь если бы имелись «свободные» деньги, они давно были бы потрачены на создание коммунального АТП;

- финансирование за счет средств госбюджета. Тоже маловероятный вариант, бюджетный год уже в разгаре и вряд ли кто-то захочет выделять сегодня средства на Горловку;

- банковский кредит. Популярный в  докризисные годы вариант. К примеру, прошлое руководство Горловки брало займы, чтобы погасить задолженность работникам ТТУ и на другие цели.  В данном случае помимо основного кредита, придется выплачивать и проценты. Коммерческий банк  не захочет «связываться» с таким проектом без залога. Балансовая стоимость имущества ТТУ, например, сегодня составляет немногим меньше 30 миллионов гривен, но сможет ли это заинтересовать банкиров?

- участие в проекте частного инвестора. Пожалуй, наиболее вероятный вариант, ведь автотранспортные перевозки остаются выгодным бизнесом, а если добавить сюда ожидаемую поддержку со стороны властей, картина и вовсе складывается весьма радужной для инвесторов. Однако в данном случае поневоле возникает вопрос: насколько полномочно тогда говорить именно о «муниципальном» автотранспорте?)

читайте также Блог автора
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
999 просмотров в декабре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
В период с 3-го по 9-е декабря в Горловке скоропостижно скончались 58 человек, сразу семь (!) горожан покончили жизнь самоубийством, еще четыре жителя пропали без вести. Ранее «Кочегарка» сообщала, что за указанный период в Горловке на свет появились 17 малышей — восемь мальчиков и девять девочек.
Общество
Саперы обезвредили взрывное устройство под водопроводом, питающим Донецк и Горловку. Самодельные взрывные устройства были заложены под водопроводом "Северский Донец-Донбасс". Об этом рассказали в штабе операции объединенных сил. «Обнаружены и обезврежены самодельные взрывные устройства, заложенные под водопроводом „Северский Донец-Донбасс“, который питает водой Торецкое, Горловку, Донецк и другие населенные пункты Донецкой области», — говорится в сообщении...
Общество
В пунктах пропуска, которые расположены на территории Донецкой области, подконтрольной Украине, эти слухи обрастают страшными историями из жизни. Все, кто пересекает их, неоднократно слышали рассказы о том, как военные отбирают мобильные телефоны или разбивают гаджеты прямо на глазах у изумленной публики, если вдруг увидят у кого-то в руках. Поэтому особо доверчивые шикают на людей с телефоном даже в серой зоне. На вопрос: «А что, собственно, произойдет?»,...
Общество
Обстановка  на  фронте  обострилась,  но  контролируется  украинскими  силами.  13 декабря боевики 22 раза нарушили режим прекращения огня, продолжая применять вооружение, запрещенное Минскими соглашениями. Об этом сообщает Штаб ООС. В частности, террористы открывали огонь из минометов калибра 120 и 82 мм по позициям Объединенных сил возле хутора Вольный и в районе поселков Водяное, Гнутово на Мариупольском направлении. "Также российские оккупанты вели ого...
Общество
«Что по ценам? Печаль-тоска, потому их рост все чаще заставляет заглянуть в собственный карман и нервно пересчитать мелочь. Хлеб ТМ «Урожай» подорожал на 3 рубля и цена на него уже 21 рубль. Яйца производства ДНР (сорт С1) — 65 рублей, в то время, как те же казахские стабильно держатся на отметке в 70 рублей. Курица… Голени — 125 рублей за килограмм, бедра — 165-170, а филе — 220 рублей за кило. Ну, и вот ТМ «Колбико» подняла цену на колбасы примерно на 10...
Общество
Госсоцслужба является центральным органом исполнительной службы, который управляется правительством через Министерство социальной политики и реализует государственную политику в сфере социальной защиты населения и защиты прав детей, а также осуществляет контроль предоставления социальной поддержки. Предельная численность сотрудников установлена на уровне 120 человек. Кроме того, Минсоцполитики поручено на протяжении двух месяцев внести на рассмотрение Кабм...
Происшествия
В Жлобине в магазине изъяли более 40 тыс. петард и фейерверков. Всего же в Гомельской области с начала декабря милицией установлено шесть фактов незаконного хранения либо реализации пиротехнических изделий. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил официальный представитель УВД Гомельского облисполкома Игорь Гришкевич. Только за прошедшие сутки в трех районах выявлены подобные нарушения. Так, в Жлобине сотрудники РОВД и районного подразделения МЧС установили на...
Общество
По месту жительства у него было изъяты 42 патрона калибра 5,45 мм и около 500 г пороха. Их отправили на экспертизу. В «ДНР» заявили о начатом уголовном деле по статье относительно незаконного хранения боеприпасов и взрывчатых веществ.
Общество
На реализацию Программы до конца 2018 года из государственного бюджета выделено 100 млн. гривен. Такая же сумма запланирована на 2019 год, несмотря на то, что бюджетный запрос составляет около 1 млрд грн. Суммы, выделенной до конца 2018 года, хватит приблизительно на 300 семей. Деньги были распределены по регионам пропорционально количеству запросов, и уже подписываются договоры. Это свидетельствует о том, что программа работает, но как всегда главной проб...