• Головна
  • «Актуальная Горловка» : Ученые из нашего города оказались на передовой науки страны
21:17, 20 лютого 2014 р.

«Актуальная Горловка» : Ученые из нашего города оказались на передовой науки страны

Вероятно, за последние два десятилетия, в Украине наиболее упадническим из аспектов жизни страны является наука. Всё растёт у нас как на дрожжах: и ВВП, и объемы производства, и средняя заработная плата, по стране в целом и каждом отдельно взятом поселке или городе. А вот о научном прогрессе, в отличие даже от ближайших с нашей Родиной соседей, почему-то ни слова. Журналисты 06242.com.ua решили исправить сие досадное упущение и написать о научных достижениях и разработках нашей Горловки, поскольку практика показывает, что они играют далеко не последнюю роль в масштабах страны.

Речь пойдет о достижениях и разработках двух братьев, оба доценты и преподаватели Горовского АДИ. Люди живущие наукой, и, в достаточно солидном возрасте, не растерявшие юношеский азарт в открытии нового для себя и окружающих - Комов Петр Борисович и Комов Александр Борисович.

Журналистам 06242.com.ua удалось пообщаться с Петром Борисовичем, по случаю его возвращение с круглого стола в городе Киев, который состоялся 14 февраля в Министерстве финансов по вопросам GPS-навигации пассажирского автотранспорта. Помимо передовых украинских ученых во встрече участвовали ВОО «ВААП», Укртрансинспекция и Департамент автотранспорта Украины. Вел встречу глава ВОО «ВААП», народный депутат Украины Игорь Николаевич Шкиря.

- Петр Борисович, какую разработку вы представляли в столице, ?

- Это не лично моя разработка, это разработка коллектива, работы над которой сегодня проводятся под руководством Харьковского Автомобильно-Дорожного института. Есть такой профессор Волков, доктор техничских наук, и это наше обоюдное детище которое носит название ХНАДУ ТЭСА. Первое слово — аббревиатура харьковского университета, а второе расшифровывается очень просто — техническая эксплуатация и сервис автомобилей. 

- Что лежит в основе вашего проекта?

- Основа этой системы — штупиковый мониторинг транспорта. Мы сделали упор на новом для Украины контроле инженерно-технической службы. Так случилось, что параллельно с нашими разработками был принят указ 550, который обязывает по новому организовывать инженерно-техническую службу автомобильного транспорта(т.е. перевозчиков, которые объединены под ВААП). В итоге всё это очень удачно состыковалось во времени.

- Какую функцию выполняют ваши разработки?

- Есть министерство, есть перевозчики, а по международным требованиям, между ними должна существовать прослойка, так называемое, научное подразделение, которое бы помогало в управлении отраслью и решало все насущные проблемы. Мы расцениваем прошедший круглый стол, как серьезный шаг на пути выведения автомобильного транспорта в Украине на современный международный уровень.
Какова цель всех этих разработок?
Во всем мире основная цель создания служб контроля на таком уровне — это внедрение интеллектуальных транспортных систем. Сегодня уровень безопасности каждого государства рассматривается наличием или отсутствием безопасности транспортных систем. Транспорт — это, по сути кровеносная система государства, он затрагивает все сферы жизни. Самые элементарные проблемы которые разрешаются при помощи таких систем — это пробки на дорогах, это экология и прочее, и сегодня уже дошло до того, что при помощи человека решать транспортные вопросы невозможно.
- На каком уровне находится Украина по сравнению с мировым сообществом в решении подобных вопросов?
- Так получилось, что накануне круглого стола, я был в Москве на конференции посвященной всем этим проблемам. Если сказать честно, то даже от России, мы отстаем лет на 20, что и говорить о, к примеру, Японии, в которой подобные системы начали внедрять в 72-73 году прошлого столетия.

- Почему вы считаете что есть необходимость внедрения интеллектуальных систем в Украине? Ведь 20 лет независимости неплохо обходились и без них?

- Дело в том, что в данным момент во всем мире происходит смена парадигмы транспорта. Как когда-то на смену гужевым повозкам пришли автомобили, так и сейчас, на смену обычному, приходит так называемый «умный» автомобиль. Он же и является основой интеллектуальных транспортных систем. Это автомобиль, который движется в потоке, общается, при помощи датчиков, с окружающей его средой(в том числе и с другими транспортными средствами) и самостоятельно решает проблемы, которые возникают в процессе движения.

- Какие направления развития наиболее важные в интеллектуальных транспортных системах?

- Основными двумя доменами в ИТС являются: инфраструктура — дорога с датчиками, и собственно «умный» автомобиль. А вот перспективы развития это исключительно умный автомобиль и облачные технологии. Из информации получаемой от всех движущихся автомобилей создается своего рода информационное облако, которое, в свою очередь и помогает координировать движение транспортного потока.


- Петр Борисович, расскажите в чем конкретно заключается ваша разработка?

- Начну с того, что в данном случае мы не стали изобретать велосипед: взяли самое передовое в плане информационных технологий в автомобильном транспорте, и на базе этого стали решать свои узкоспециальные задачи по технической эксплуатации. Наши задачи — тоже не новы. Раньше были комплексные автотранспортные предприятия, в каждом из которых была служба перевозок и техническая служба. Удаленное решение задач которые ранее выполняли эти службы мы перед собой и поставили. На данный момент, помимо отслеживания маршрутов транспортных средств, мы можем дистанционно производить техническое обслуживание. Своей задачей мы видим четкое назначение момента технического воздействия. Когда возникает ремонт: к примеру, отвалилось колесо — это уже наша недоработка. Наша задача — профилактика, предотвращение отказов и неисправностей. Самое главное наше достижение на данный момент: мы можем назначить периодичность технического обслуживания, т. е. профилактического воздействия с учетом условий эксплуатации, причем на таком уровне, чтобы техническая эксплуатация автомобилей происходила с минимальными затратами. Чтобы максимально вырабатывался их ресурс, но не было угрозы, опять же, отказов и неисправностей. Причем делать это возможно для каждого транспортного средства индивидуально.

- В какую же "копеечку" влетит такое ноу-хау перевозчикам?

- При необходимости только лишь отслеживания маршрута, достаточно иметь в транспортном средстве смартфон на базе операционной системы Android. Либо можно приобрести специальный трекер, который при помощи технологии GPS будет передавать всю необходимую информацию. Стоимость трекера начинается от 700 гривен, в зависимости от сложности задач которые перед нами поставит перевозчик. Если помимо траектории движения есть необходимость отслеживания технического состояния транспортного средства, то дополнительно приобретаются индикаторы, которые устанавливаются в жизненно важных узлах транспортного средства. Если же железный конь оборудован бортовым компьютером, то никаких датчиков не надо, трекер подключается к нему напрямую. Обслуживание же смартфонов и трекеров в плане сбора и анализа информации с них, обойдется для каждой единицы техники 50 — 70 гривен в месяц.

Также хотелось бы отметить, что вопреки расхожему мнению данная технология не требует покупки каких-либо суперсовременных и супердорогих компьютерных комплексов. Есть фирмы, которые за разумную оплату доставят информацию до вас.

Кстати, о том, что мы движемся в правильном направлении свидетельствует и тот факт, что новые автобусы разработанные ЛиАЗом и последние модели КамАЗов оборудованы практически такими же трекерами и индикаторами, какие предлагаем и мы.

- Чем же закончился круглый стол в министерстве? Были ли приняты какие-либо решения?

- В заключение круглого стола, Игорь Николаевич сообщил, что: «Сегодня, мы не будем подводить какой либо итог, или подписывать всесторонний документ»,- и в тоже время попросил всех участников заинтересованных в решении проблем пассажирского транспорта, в частности спутникового мониторинга, дать свои предложения. Мы такие предложения разработали и дали.
Вот какие предложения были выдвинуты участниками круглого стола, читая их, невольно хочется верить в светлое будущее автомобильной отрасли в Украине:
1 . Принять мировой факт развития интеллектуальных транспортных систем ( ИТС) области АТ за основу организации (т.е. действий , процессов , структур) информационного пространства АТ в Украине .
2 . Сформулировать научно - практические основы информатизации отрасли с целью разработки:
«Концепции ускоренного выхода АТ Украины на мировой уровень развития интеллектуальных транспортных систем».
3 . Построить региональные отраслевые технопарки ВААП и создать научно - практическую базу по организации предпринимательских составляющих системы АТ (т.е. подсистем коммерческой эксплуатации , технической эксплуатации и подсистемы управления ) с целью повышения их эффективности на основе интеграции в мировые программы ИТС .
4 . Создать научно - методический центр и сеть образования на базе ведущих транспортных вузов Украины для подготовки и переподготовки специалистов отрасли АО для работы в условиях функционирования интеллектуальных транспортных систем.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Горловка #наука #Комов #GPS #транспорт
live comments feed...