Не Говард Шульц изобрел кофе. Но это — человек, который заставил США пересмотреть кофейные привычки. Колумб открыл Америку, а Говард Шульц открыл для Америки кофе. Хотя компания Starbucks существовала до него, все же Starbucks придумал он, Говард. Хотя в идее Starbucks не было ничего нового, так же, как у Microsoft или Google, рост компании был необычайно стремительным. И вот результат: по финансовым показателям Шульц назван бизнес-персоной 2011 года. Сейчас у этого человека нешуточные амбиции — ни много нимало спасти Америку, сползающую в очередной масштабный кризис. Проблемами безработицы, социальных выплат и многими другими Говард занимается на уровне большой политики. Сам он, впрочем, предпочитает преподносить свое мировоззрение как симбиоз свободного капитализма (куда не вмешивалось бы государство) и необычайной личной активности.

Если вы хотите работать у Говарда Шульца, мало быть профессионалом. Вы также обязательно должны быть... хорошим человеком, романтиком. Это идеал, которого Шульц придерживается при наборе персонала. Все принятые на работу сразу же проходят интенсивный тренинг, учатся коммуникабельности и дружелюбию, умению вникать во все мелочи обслуживания и быть не просто исполнителями, а членами одной команды, работающей на общий результат.


В Starbucks все сотрудники, даже те, кто занят неполный рабочий день, имеют льготы. Одна из самых важных и дорогостоящих — полномасштабная медицинская страховка, вероятно, самая щедрая в корпоративной Америке. Она покрывает визиты к врачу и лечение (включая дантистов и окулистов), оплату регулярных медосмотров, выплаты по инвалидности и страхованию жизни. Надо сказать, это очень личный момент для Шульца. Ему было семь лет, когда отец, работавший водителем, получил тяжелую травму ноги, и семья почти на год оказалась выброшенной из колеи, без всякой помощи, без денег на лечение и еду, им пришлось продать практически все, даже наручные часы. «Я воочию увидел мгновенное крушение американской мечты, — вспоминает Шульц в своей автобиографии. — Поэтому мне изначально хотелось создать компанию, работаюшую на иных принципах».


В 2008 прозвенели тревожные звоночки. В ноябре, впервые в истории Starbucks, сократилась посещаемость кафе в США. Акции компании пошли вниз — за год они подешевели почти вдвое. Около 3 600 человек потеряли работу, остальным были урезаны зарплаты, уменьшился оклад и у самого Шульца. В прессе по этому поводу иронизировали: за вычетом медицинской страховки глава Starbucks будет получать лишь $4 в месяц, чего едва будет хватать на чашку кофе в собственной кофейне.


Массовая экспансия более демократичных заведений подрывала популярность и гегемонию Starbucks. Вместе с тем, развитие социальных сетей предоставляло широкую платформу для критики. В первые ряды конкурентов Шульца вырвался McDonald's. «Четыре бакса за чашку кофе — это глупо», — гласила надпись на фронтоне McDonald's, расположенного прямо напротив бело-зеленых огней Starbucks. Опыт и репутация Starbucks оказались поставленными под угрозу.


Тогда Шульц написал топ-менеджерам компании служебную записку, в которой обращал внимание коллег на жалобы посетителей, на «утрату духа романтики и театральности», подкрепив сказанное конкретными действиями. Были закуплены брендовые сувениры, новые кофемашины, внедрены герметичные упаковки, прекрасно сохранявшие вкус и аромат кофе. Штат пересмотрели, технологии модернизировали, сервис улучшили. Дизайн интерьеров также претерпел некоторые изменения. Приглушенные тона, деревянные стойки, длинные столы стали характерными чертами Starbucks.

Благосостояние, популярность и честь компании удалось отвоевать. На сегодняшний день в сети Starbucks — 17 000 кафе по всему миру, кроме Индии и Вьетнама (в последнем открытие кофейни намечено на 2013 год). Это больше, чем в любой фаст-фуд-сети, включая McDonald's и Subway.