• Головна
  • Куда дует мусорный ветер, или рассуждения об отходах
10:06, 15 лютого 2011 р.

Куда дует мусорный ветер, или рассуждения об отходах

То, что мусор сегодня - бизнес, да еще и рентабельный, думается, никто  не станет отрицать. Новая городская власть это понимает, потому и проявляет интерес к сфере сбора и вывоза ТБО, намереваясь создавать коммунальные предприятия и даже реанимировать полигон. Кто и как борется за мусор, пытался разобраться корреспондент 06242.

Смена лошадей за два месяца до переправы

Эта история началась в середине января с мало чем примечательного сообщения на сайте горсовета об отказе КП «Магистраль» осуществлять деятельность по вывозу ТБО. Позиция довольно странная, если учесть, что предприятие было одним из победителей прошедшего в 2008 году тендера на оказание этих услуг, и до истечения срока договора и нового конкурса оставалось всего два с половиной месяца.

Впрочем, вскоре выяснилось, что причиной стал отказ КП «Простор» продлевать договор аренды 11 грузовых автомобилей, на которых «Магистраль» и вывозила отходы, поскольку собственной техники не имеет.

Во всяком случае, такое мнение высказал директор «Магистрали» Сергей Чирьев. В свою очередь представители городской власти отметили явно заниженную цену, по которой КП «Магистраль» пользовалась городским имуществом - всего 3 тысячи гривен ежемесячно (менее 10 гривен в день за одно авто!).

Но свято место пусто не бывает. «Магистраль» до нового тендера заменили на  коммунальное предприятие «Донэкотранс», которое сейчас вывозит мусор с посёлка шахты Ленина и жилого фонда КП «Сервис» и «Кировский».

Помимо территории «Донэкотрансу» перешла и арендованная ранее «Магистралью» техника, всё те же 11 грузовых автомобилей. Предприятие взялось за вывоз ТБО и, по словам заместителя мэра Вадима Исакова, сейчас  в их зоне ответственности  70% объёмов городских бытовых отходов.

График вывоза, тариф - 4 гривны 31 копейка и арендованные мусоровозы  - всё это перешло «Донэкотрансу». К сведению: по словам главного бухгалтера КП Александра Фоминского, собственного грузового транспорта на предприятии всего 3 единицы, на одну больше чем у КП «Магистраль».

Возникает ряд вопросов. Если у города есть своя собственная техника для сбора и вывоза мусора, которая находится на балансе КП «Простор», зачем ее сдавать в аренду? Тем более, что «Простор» также занимается вывозом мусора, правда, только  с центральных улиц. У властей есть свое объяснение такой ситуации.

«Во время проходившего в 2008 году тендера на вывоз мусора одним из его условий было создание собственной абонентской службы, работающей напрямую с населением в плане заключения договоров и сбора средств. Ранее жители заключали договора с ЖЭКами, а те платили перевозчикам. Из-за неплатежей населения коммунальщикам часто приходилось платить за вывоз мусор за счёт средств с квартплаты, что, естественно, было неправильно. Чтобы уйти от этой практики и были внесены изменения в условия конкурса», пояснил заместитель начальника УЖКХ горсовета Игорь Горбатов. Более того, предыдущее руководство «Простора», по словам чиновника, не пожелало принимать участие в конкурсе, в результате автотранспорт было решено передать в аренду КП «Магистраль».
Одной из претензий, озвученных городской властью в адрес КП «Магистраль», стала чрезмерно малая арендная плата за транспорт (3000 грн./мес.). Интересно, сколько же заплатит за ту же технику «Донэкотранс»? Заместитель мэра Вадим Исаков озвучил цифру – 4400 грн., что, мягко говоря, не впечатляет, но руководство города, видимо, это устраивает.

Почти одновременно стало известно, что городские власти хотят обновить контейнерный парк и планируют закупить за счёт средств «экологического» фонда около 300 контейнеров. И сразу же пошли разговоры об их возможной передаче на баланс победителю конкурса по вывозу ТБО, который должен состояться в апреле.
По словам Вадима Исакова, на днях в прессе будет объявлено о тендере на изготовление контейнеров, ещё через полтора месяца пройдёт сам конкурс, так что, скорее всего, лишь летом на улицах города появятся новые мусорные баки. К этому времени, понятное дело, победитель будет известен.

Полигон раздора: зачем на въезде в Горловку свалка?


Известно, что технологическая цепочка мусора, если можно так выразиться, выглядит как «производитель - перевозчик - полигон по хранению». Если уж взялись за одно звено, то необходимо и о последующих не забывать.

Ещё в конце 2010 года решением сессии горсовета по предложению депутата облсовета Сергея Виниченко была создана временная депутатская комиссия по изучению ситуации, сложившейся на городских полигонах твёрдых бытовых отходов.

По информации депутата, из пяти полигонов – Центрального (улица Интернациональная), Октябрського, Кондратьевского, Гольмовского и Изотовского со всеми разрешительными документами работал лишь последний.

Как стало известно на втором заседании депутатской комиссии, полный пакет документов на осуществление деятельности по размещению ТБО действительно имеет лишь Изотовский полигон, который арендуется ООО «Центр-Трейд».

Арендатором полигона на улице Интернациональной сегодня является ООО «Вторшина».  По словам коммерческого директора предприятия Сергея Носкова, в настоящий момент осталось лишь согласовать до конца технический паспорт полигона, остальные бумаги - разрешение Государственного управления охраны окружающей среды в Донецкой области и лимиты на размещение ТБО, уже получены. Окончательно вопрос, отметил Носков, должен решиться к концу квартала, то есть до 1 апреля. Странно, каким образом и на каких основаниях «Вторшина» эксплуатировала полигон все это время?

Депутат облсовета Сергей Виниченко уверен, что данный полигон исчерпал себя и должен быть закрыт, как это уже было в 2008 году. Но впоследствии решением предыдущей власти он был реанимирован. На что представитель «Вторшины» парировал, что согласно статистическим данным области полигон еще имеет резерв в 44 тыс. тонн. Подобная же статистика в городе не велась, и утверждать о выработке полигона своей проектной мощности столь категорично нельзя.

Вопросы в другом: спросил ли кто-то у горловчан, желают ли они, чтобы на въезде в город вновь возродили свалку? И если полигон официально закрыли, зачем  и кто его опять разрешил эксплуатировать?

Сложнее ситуация с полигоном посёлка Октябрьский. Как рассказал заммэра Вадим Исаков, договор с прежним арендатором - ООО «Никитреактивпроект» расторгнут, полигон закрыт и за ним сейчас присматривает КП «Простор». По словам директора «Простора» Сергей Устименко, в настоящий момент на въезде висит амбарный замок, никакая деятельность по приёму мусора не ведётся и проводится оформление документации на предприятие. Именно несоблюдение «Никитреактивпроектом» взятых на себя обязательств по согласованию техпаспорта, получению лимитов и разрешения экологов, и послужило причиной расторжения с ними договора.

Что же касается двух остальных полигонов, то никаких разрешительных документов на осуществление деятельности у них нет, и они официально не работают. Правда, возникает вопрос,  куда же свозят мусор с Гольмы и Кондратьевки?

Данная ситуация касается не только вышеназванных поселков, ведь, по словам председателя депутатской комиссии Юрия Жука, согласно информации УЖКХ на городские полигоны попадает лишь 60-70% от общего объёма мусора. А остальной? Вариантов  немного: либо в ближайшую посадку, либо на те же якобы не работающие полигоны. Любопытно, что, по словам директора ООО «Центр-Трейд» Сергея Крайникова, в сравнении с прошлыми годами арендуемый предприятием Изотовский полигон принял на 12 тысяч тонн мусора меньше.

Город хочет свой полигон

Позиция городской власти, озвученная Вадимом Исаковым, курирующим эти вопросы, оказалась однозначной: должен быть создан коммунальный полигон для хранения ТБО, а заниматься их вывозом должно коммунальное предприятие, принадлежащее городу.

«Недавно был поднят размер экологического сбора с 32 копеек до 2 гривен 50 копеек за 1 тонну мусора. Необходимо обновлять парк городских контейнеров для мусора, что, скорее всего, будет заложено в стоимость услуги. По подсчётам специалистов, Горловке необходимо около 7 тысяч контейнеров, в том числе 4 тысячи для коммунального сектора. Всё это приведёт к тому, что мы будем вынуждены принимать новый тариф и увеличивать его. Создание же собственного коммунального полигона для хранения ТБО позволит избежать резкого роста тарифа», озвучил позицию мэрии  Исаков. Уверенность в этом, по его словам, придаёт опыт Донецка, в котором стоимость размещения 1 тонны отходов на Центральном полигоне, находящемся в Ясиноватой, составляет 6 гривен 44 копейки, в то время как в Горловке от 8,40 грн. до 9,16 грн.

Все условия для этого, похоже, в ближайшее время будут созданы: КП «Донэкотранс» сейчас вывозит 70% горловского мусора на городских грузовых автомобилях. Идёт процесс оформления документов на Октябрьский полигон, на что требуется около 100 тысяч гривен и, по расчетам городских властей, около 2 месяцев.

Правда, по словам директора ООО «Центр-Трейд» Сергея Крайникова, получение разрешения на размещение мусора на 2011 год в Управлении охраны окружающей среды заняло у предприятия более полугода.


В любом случае, в сфере сбора, вывоза и захоронения ТБО грядут перемены. Не всегда они понятны непосвященному в тонкости человеку и выглядят как минимум странно  (как в случае с арендой транспорта у КП «Простор»), но «мусор сегодня – бизнес». Из арендаторов полигонов в правовом поле работает «Центр-Трейд», к остальным – немало вопросов, часть из которых озвучена в материале. О том же, куда дует мусорный ветер, горловчане узнают в ближайшие месяцы, но главное, чтобы он не дул нам в лицо.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...