Взгляд со стороны
12:05, 16 вересня 2013 р.
Такая разная Горловка, - таким наш город увидел харьковский блоггер
Взгляд со стороны
Александр Кащавцев, блоггер из Харькова, оказался проездом в Горловке. Чтобы скоротать время до своего поезда, он решил прогуляться по городу, который в итоге впечатлил его настолько, что автор не удержался и посвятил своим наблюдениям целую статью.
«Поезд из Харькова прибыл в Горловку очень рано, фактически ещё ночью, поэтому пришлось скоротать на ЖД-станции часок-полтора. Сама станция ничем не примечательна: есть зал ожидания, много лавочек на улице, небольшой кассовый зал. Всё со старым ремонтом. Я так понял, что это чисто местная особенность: размещать станцию посреди путей, из-за чего попасть на неё можно, или перейдя кучу переездов, или перейдя эти самые пути по мостику. Вряд ли это целенаправленное вредительство, наверняка в этом есть смысл.
В случае таких ранних приездов первым пунктом программы всегда оптимально ставить какой-нибудь парк. В отличие от музеев или выставок, парки не закрываются никогда. Как раз рядом с вокзалом в Горловке расположился парк им. Горького, поэтому, как только стало более-менее светло, я сразу направился туда. Как оказалось, это вполне себе обычный советский парк со всем необходимым антуражем. Разбитые дорожки, на которых асфальт уже практически скрылся под травой, советские аттракционы, которые явно давно не красили.
Порадовали «Весёлые горки»: сразу возникло чувство ностальгии по детству. Я на такой штуке тогда много катался, а сейчас в Харькове таких уже не найдёшь: практически везде устаревшие аттракционы выпиляли. И даже «Комнату страха» я здесь нашёл – правда, уже давно не функционирующую и поросшую сорняком. Но зато на стенах очень милые рисунки. Вы наверняка знаете, о чём речь: такие советские картинки всяких собачек, зайчиков, мишек и красивые надписи, выполненные вручную. Наверное, раньше этому отдельно учили по какому-то стандарту, раз такого рода картинки встречаются вот так повсеместно. Жаль, что это уже практически ушло в прошлое. Это правда - очень мило и однозначно напоминает о приятных детских годах.
Там же в парке находится стадион «Шахтёр», на котором даже регулярно играет клуб «Шахтёр». Не донецкий, конечно, но от того не менее гордый. А стадион – это не то что бы просто стадион. На стадионе раньше была очень красивая центральная трибуна в лучших традициях советской архитектуры. Была, потому что сейчас она собой представляет весьма эпичные развалины, остатки былой роскоши. И скрашены остатки роскоши остатками бурной деятельности местной молодёжи: вокруг полным-полно мусора в виде всяческих обёрток и огромного количества пивных бутылок. Но наповал сразила надпись на стене трибуны. В ней местные ребята лаконично выразили весь смысл и суть местной атмосферы:
Справедливости ради отметим, что помимо самого стадиона рядом находятся мини-футбольные поля, много турников, теннисные столы и ещё много полезных спортивных объектов. Кое-что даже относительно новое (то же поле для мини-футбола), но всё равно всё как-то бесхозно: много поломанных лавочек, везде семки и брошенные пивные бутылки. В общем, всё как-то грустно здесь. Свою лепту ещё и погода внесла: нет-нет, да срывался дождик, под которым всё это великолепие смотрелось ещё мрачнее. С другой стороны, во всём этом можно и позитив найти: наверняка здесь у любителей техноразвалин получаются отличные фотосессии. Во всяком случае, комплект реквизита для такой тематической съёмки здесь наиполнейший.
А когда я уже собирался выходить из парка, то мне на пути встретился кот – симпатичный такой кот. Увязался он за мной со страшной силой, даже, несмотря на то, что еда, которую дал (пирожок) ему явно не понравилась. Я ему, конечно, дал правильные жизненные наставления, погладил, но он не унимался – и так минут 5. На какое-то мгновение показалось, что это здесь коты такие прилипчивые, потому что от местных людей им не дождаться хорошего отношения. В какой-то мере это предположение оказалось истинным.
После выхода из парка время было ещё достаточно раннее, поэтому ничего не оставалось, как просто пройтись по городским улицам. Город достаточно хорошо ухожен, мусор исправно убирают. Качество дорог… Ну нету этого качества. Впрочем, здесь ничего особо удивительного нет. Основа местных пассажирских перевозок – автобусы, причём здесь до сих пор господствуют такие герои прошлого, как, например, культовый для своего времени автобус ЛАЗ-695Н, выпуск которого во Львове продолжался в различных модификациях целых 46 лет! Ещё совсем недавно такими машинами были заполонены все крупные украинские города. Но время идёт, и на текущий момент львовяне правят бал уже только в городах поменьше, таких как Горловка. Также в городе действуют троллейбусы и даже трамваи, но чисто субъективно их настолько мало, что они не оказывают сколь-нибудь значительного влияния на объём перевозок.
Вся архитектурная красота, которая есть в Горловке, сооружена в период советской власти от её начала до примерно средины 50-х годов. Очень много простеньких домиков, которые сооружали в 20-30-е годы XX века. А центр города украшает значительное количество построек в стиле сталинского ампира, характерного для советской архитектуры 40-х – 50-х: массивные здания, величественные колонны, мощные балконы, статуи.
На улице Пушкина расположился музей, который в Горловке открывается раньше всех – музей истории города, открытый в 1957 г. Я туда как раз зашёл вскоре после открытия. Тётеньки-сотрудницы музея на меня, естественно, посмотрели как на какого-то очень странного и непонятного для них типа. Впрочем, в этом ничего удивительного нет: вряд ли к ним часто наведываются гости в такую рань.
Музей встроен в обычный жилой дом. В сравнении с другими подобными музеями в Украине, не говоря уже о заграничных «коллегах» площадь и количество экспонатов в музее не очень большое. По сути это музей краеведческий, исторический со значительным уклоном в местную шахтёрскую специфику. После ознакомления с экспозицией музея сразу проникаешься каким-то особенным уважением к основателю Горловки – Петру Горлову. Человек был действительно видный, с прекрасным образованием, отлично разбирался в горно-шахтном деле, из-под его пера вышло несколько научных работ на эту тему. Фрагменты одной из работ представлены и в музее. И, что очень важно, человеческие качества Горлова также выдающиеся. Чего только стоит его завещание, особенно если Вы хотя бы немного осознаёте вклад Горлова в развитие города и всего Донбасса:
В музее очень много оригинальных экспонатов XIX века. Здесь вы можете увидеть учебники того времени, которыми пользовались в местном горном училище. Также в музее есть старинные ученические тетради, похвальные листы, очень много вырезок из старых газет. Отдельная комната полностью стилизована под типичный интерьер горловской квартиры периода уже советской власти. Сильное впечатление производят письма солдат с фронтов Великой Отечественной, которые просто разложены на столе в одном из залов.
Отдельно впечатление произвели и сотрудники музея. «Сильное» – это, к сожалению, в плохом смысле. Уже на самом входе в музей меня встретили с лицом, на котором было написано «Чё пришёл?». То ли утро были слишком раннее, то ли у человека по жизни к своим посетителям такое отношение. Если утром тяжко, открывайтесь позже – никто же не заставляет это делать в 8:00. Я, понятное дело, был единственным посетителем в такое время. И спокойно, вдумчиво всё посмотреть не получилось. За мной неотступно следовала сотрудница музея, которая бдила за тем, чтобы свет в залах не горел ни единой лишней секунды. Как только я выходил из зала, за мной сразу выключали свет и включали в следующем. То есть получается так, что вернуться назад никак, а не то ещё больше огорчишь тётенек. Ну и сопровождали с выражением лица «Когда ж ты уже здесь нагуляешься? Нам надо чай попить / поболтать / кошку погладить / поспать (нужное подчеркнуть)». Короче говоря, впечатление о музее положительное, но не о тех, кто в нём работает – несколько смазали впечатление.
Конечно же, возникает соблазн увидеть вообще всё, что есть в городе, да ещё и за наиболее короткий промежуток времени. Но по опыту предыдущих поездок могу сказать, что приоритеты расставлять всё же нужно. Поэтому в связи с тем, что я не такой уж большой фанат живописи, посещение художественного музея решил пропустить. Куда интереснее представлялось посещение горловского музея миниатюрной книги.
Музей назван именем Вениамина Разумова, инженера-строителя из Горловки. Он на протяжении многих лет занимался коллекционированием миниатюрных книг со всего мира. И его огромная коллекция (около 8500 книг!) впоследствии легла в основу музейной экспозиции. Как только входишь в музей, то сразу попадаешь в какой-то особенный микромир. Даже дышать начинаешь аккуратнее – ведь понимаешь, какой труд вложен в создание каждой книги здесь. Есть здесь и миниатюрные книги, изданные типографским способом, и уникальные образцы микрокниг ручной работы. Что интересно, абсолютное большинство книг в таком формате – это книги, направленные на развитие человека в том или ином виде. Очень много духовной литературы, отдельные стенды посвящены произведениям классиков русской литературы в микроформате. Здесь же стоят учебники в маленьком формате. Есть и множество карманных словарей – здесь как раз их применение в реальной жизни очевидно. Сильное впечатление производит и внешнее оформление миниатюрных книг. Переплёты сделаны из самых разных материалов, среди которых – шёлк, металл, дерево, кожа. Многие книги украшены позолоченными застёжками.
Хочу отметить отдельные элементы экспозиции, которые удивили больше всего. В музее хранится старинный молитвенник, который был создан около 300 лет назад. Книга сильно обветшала на протяжении столетий, отдельные страницы потемнели от сырости. На молитвеннике раньше даже была застёжка, но она из-за старости книги она оторвалась. А теперь самый интересный нюанс: книга создана вручную и, соответственно, текст в ней выполнен рукописным образом. Первая половина книги заполнена молодым каллиграфическим почерком, а вторая половина – старческой дрожащей рукой.
Специалисты пришли к выводу, что молитвенник на протяжении всей жизни (!) писали два монаха. Можете себе представить: человек в таком миниатюрном формате, крайне аккуратно выводил буквы и слова на протяжении, скажем, 50 лет. А потом «эстафету» принял его коллега, который ещё столько же времени писал вторую часть книги. Колоссальный труд, результат которого и сегодня в очень неплохом состоянии!
За грань какого-либо человеческого понимания выходят самые маленькие книги в коллекции музея. Чего только стоит книга размером 3×1 мм, в которую сумели вместить одно из стихотворений Сергея Есенина. А как вам книга со стихотворениями Пушкина, которая по размерам в 60 раз меньше макового зерна? Самая настоящая книга-пылинка! Её даже с микроскопом сложно прочесть (у меня с первого раза не получилось), не то что самому её создать. А люди это как-то делают – просто уму непостижимо. Здесь понимаешь, что человеческий гений, его мастерство воистину не знают границ!
Скажу ещё пару слов о людях, работающих в этом уникальном музее. Люди уникальны, как и уникален сам музей – только в самом хорошем смысле этого слова. Везде приветливое отношение, всё расскажут и покажут, всегда готовы чем-то помочь, не обделены чувством юмора. И так везде: начиная от входа в музей, кассы и гардероба и заканчивая, собственно, самой экспозицией. Несмотря на то, что я пришёл один, мне даже персональную экскурсию устроили – практически как VIP-клиенту. К сожалению, у нас в стране это нестандартный подход: экскурсиями люди начинают заморачиваться только тогда, когда к ним приходит группа человек из десяти. То ли требования где-то такие прописаны, то ли это просто желание заработать побольше. За классную экскурсию отдельная благодарность и огромный респект экскурсоводу Алёне, которая всё показала, обо всём рассказала, и подавала всю информацию в понятной форме, с живой речью. Видно, что человеку нравится своя работа, что в неё вкладывается значительная часть эмоций, душевных сил. Я считаю, что такое всегда нужно замечать и обращать самое пристальное время на таких вдохновенных людей.
P. S. Ввиду того, что музей государственный, он не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. В данном случае это большое огорчение, как по мне. Музей миниатюрной книги имеет всё для того, чтобы к успеху обычному музейному прибавить успех коммерческий: на сувенирах здесь можно было зарабатывать достаточно, чтобы содержать экспозицию, не обидеть сотрудников музея, да ещё и сверху оставить на развитие музея (например, на приобретение у коллекционеров каких-то редких экземпляров книг). В связи с этим хочу, чтобы ситуация развилась по одному из двух вариантов. Первый вариант: наши народные депутаты разрешают успешным музеям заниматься коммерческой деятельностью. Никому от этого хуже не будет: посетители смогут забрать себе на память что-то большее, нежели платный буклетик из музея, а сами музеи смогут зарабатывать средства на своё же развитие. В той же Германии так и есть – и никто не жалуется, все счастливы. Вариант второй: музею сменить форму собственности и более существенное внимание уделить саморазвитию – уверен, что не только ничего не потеряют, но и многое приобретут!
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
18:55
4 жовтня
12:57
4 жовтня
20:51
30 вересня
14:56
30 вересня
live comments feed...