• Головна
  • Падал прошлогодний снег: как Сахарчук, Попов и Друковский сражались со стихией
Субботний разговор
15:36, 18 грудня 2010 р.

Падал прошлогодний снег: как Сахарчук, Попов и Друковский сражались со стихией

Субботний разговор

События 17 декабря 2009 года на долгие годы отложились в памяти горловчан. Метровые снежные заносы, брошенные машины посреди проезжей части, коллапс транспортного сообщения и нехватка хлеба – об этом, и не только, говорил весь город. Завалы разгребали несколько дней подряд, но осадок от этой истории все так же свеж в памяти.

Сегодня с помощью чиновников, которые на тот момент находились у власти, мы восстанавливаем цепь событий годичной давности. На своеобразном «разборе полетов» все они находят ответы на вопрос, чем занимались в тот день. И уверяют, что в случившемся нет «запар» власть имущих – всему виной объективное стечение обстоятельств. Несмотря на это, в некоторых моментах звенья цепи их повествования расходятся между собой. Итак…

Ничто не предвещало бури.  По крайней мере, экс-мэр Горловки Иван Сахарчук уверяет, что от синоптиков подобного сигнала в адрес властей города не поступало. «Чтобы мы получили предупреждение Гидрометцентра о том, что будут такие природные аномалии- этого не было», - говорит он. Снег начал срываться еще накануне вечером, а за три часа до рассвета стало понятно, что если он будет усиливаться – начнутся неприятности. В этой ситуации было принято довольно спорное решение отозвать снегоочистительную технику с улиц города, хотя кто непосредственно дал такую команду, неясно.

«Снегопад начался ночью. Техника работала с 4 утра, но она в принципе не справлялась – просто тратила топливо, а эффекта никакого не было. Поэтому было принято решение сопровождать с ее помощью машины скорой помощи, автомобили РЭСа», - отмечает тогдашний заместитель градоначальника Владимир Друковский, дежуривший несколько дней подряд в исполкоме.

По его логике, сделано это было ввиду того, что резервы коммунальников оказались ничтожными по сравнению с ударом стихии. «Ну что такое 5 грейдеров, 2 трактора с большим отвалом, петушок и 5 посыпочных самосвалов? Для 450 км площади города этого явно недостаточно», - сетует экс-заместитель городского головы.

По бумагам, в 7 утра чистить Горловку от снега вышло еще 45 единиц техники, принадлежащей промышленным предприятиям. Через три часа по инициативе тогдашнего губернатора Владимира Логвиненко на территории всей области была объявлена чрезвычайная ситуация.

Однако даже настойчивые СМИ узнали об этом только ближе к вечеру! И хотя пик снегопада пришелся на завершение рабочего дня (около 16.00 - 17.00), к тому моменту по ряду причин власти уже упустили инициативу из своих рук.

Все чиновники повторяют, что из кожи вон лезли, выкручивались, как могли, но этого оказалось мало. А когда на самой оживленной городской магистрали в районе «16-й линии» развернуло две фуры и они полностью перегородили проезжую часть, начался самый настоящий коллапс. Причем, и его, как оказывается, можно было избежать. По крайней мере – нивелировать угрозу.

«Движение большегрузного автотранспорта по ул. Интернациональной было остановлено несвоевременно, в результате чего возник огромный затор», - считает Владимир Друковский. Плюс автомобилисты, которых стихия застала в пути, начали оставлять свои машины (десятки их стояли полностью в снегу на пр. Победы и пр. Ленина)… Настал «момент истины» - жизнь в городе как будто замерла. В один присест «с неба» свалилась двухмесячная норма осадков: снежный плен окутал Горловку. Ну а пока власти безуспешно боролись за спасение центра, на отдаленных территориях разворачивалась ситуация похлеще.

«Своей техники у поселкового совета нет, и мне пришлось искать варианты. Этот день стоил мне 6 тыс. грн., потраченных на покупку горюче-смазочных материалов для обеспечения топливом», - говорит председатель Зайцевского поссовета Николай Елизаров.

Парадокс: решая вопрос расчистки снежных завалов, «на поклон» он вынужден был идти не в здание горловского «Белого дома», а на основе личного контакта просить о помощи железную дорогу, предприятия соседнего района и даже обращаться к жителям (которые работают на полях и держат свою технику в собственных дворах). «Городская» техника приехала в Зайцево спустя два дня после начала стихии… Тогда же пришла помощь и на Гольму. А то, что происходило в поселке до этого, оставило неизгладимые впечатления у его руководителя Елены Ходусовой. «Приходилось вытаскивать застрявшие в сугробах автобусы, договариваться с жителями посёлка и частными предприятиями, имевшими соответствующую технику (в основном трактора), и разве что не выкапываться из снега», - добавляет она. Еще больше пришлось натерпеться жителям «Русского края», что в районе поселке Байрак. Здесь высота сугробов достигала 4 метров, порвало высоковольтную ЛЭП, и местные жители просидели трое суток без света.

Из плена стихии Горловку спасали несколько дней. Но только после того, как соединив в один кулак едва ли не всю городскую технику, удалось «растянуть» длинномеры и затор в районе  площади Восстания, наступило некоторое просветление. Но не везде… Так, Иван Сахарчук и его 1-й зам Михаил Попов утверждают, что около суток на маршруты не выходили автобусы, трамвай «запустили» через сутки после начала снегопада, а на третий день – троллейбусы.

Далее в словах власть имущих того времени наблюдается некоторая путаница. Попов, например, говорит, что главный упор в «операции спасения» был сделан на объекты коммунальной инфраструктуры: «Фильтровальные станции, водопроводные и газораспределительные узлы, котельные – очень много техники и людей было брошено, чтобы «пробить» к ним дорогу».

По версии Сахарчука, поставленная перед коммунальными службами задача выглядела так: расчистить подходы к школам и больницам. «Вторая задача – организация подвоза хлеба и третья – подъезды к кладбищам», - добавляет экс-мэр. Однако, как она была выполнена, можно судить из слов Владимира Друковского. «По хлебу были серьезные вопросы, так как многие магазины имеют договоры не с горловскими производителями, а с поставщиками из Артемовска, Изюма… Приходилось вручную сопровождать хлебные машины, организовывать стоянки для реализации – ситуация была очень сложная», - подчеркивает он. За всем этим ждать расчистки внутриквартальных дорог и проездов довелось несколько недель.

Чиновники говорят, что ни к кому из тех, кого они просили помочь в снегоборьбе, у них нет претензий: все откликнулись без исключения и внесли свою лепту в работе. Отдельных работников коммунальных служб уже в январе 2010 года даже поощрили грамотами и денежными премиями. Уроки из случившегося-де извлечены. Однако каждый из наших собеседников уверен: если на Горловку вновь придется такой снегопад, как годом ранее, город вновь может оказаться на грани коллапса. «Это кардинальная проблема - нужно полностью менять систему зимнего содержания дорог в городе: работать не в ручном режиме управления, а создавать систему. Естественно, для этого потребуются расходы на приобретение техники, закупка большего количества соли», - делится мыслями экс-заместитель мэра Владимир Друковский.

Трудно не согласиться, ведь даже первый снег зимы-2010 принес городу и его жителям немало проблем. Вызвав нарекания не только у общественности, а и у новоизбранного мэра Евгения Клепа на одном из совещаний. Что это было – показательная порка «плохих» бояр «хорошим» царем перед объективами телекамер, или радикальное желание изменить ситуацию, покажет время. Ведь в декабре 2009 года общественности тоже старались внушить, что все в принципе, не так уж плохо и вот-вот наладится…

P.S. В разгар снегоборьбы-2009 в городе активно заговорили о том, что тогдашний мэр Иван Сахарчук бросил город на произвол судьбы и улетел в отпуск в Германию. Вспоминая те события, мы не могли не напомнить ему об этом, на что получили следующий комментарий:
«За границу я уехал через неделю после тех событий, когда город жил нормальной жизнью, и тогда у меня был официальный отпуск. А 17 декабря и все время снегоборьбы я был в Горловке, мы проводили оперативные штабы, собирали МЧС. Тогда сделали все возможное (разве что за исключением ситуации с заносом дорог), чтобы не остановить ни одну котельную; ни один микрорайон не был без воды, избежали катаклизмов по свету. А на того человека, который написал о том, что «я улетел» и не был на рабочем месте, я подал в суд. Он потом прибегал ко мне, говорил, что «я там повешусь»…»



Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...