16:18, 13 жовтня 2011 р.
«Нелегальные таксисты»: трудности перевоза
Казалось бы, выдумать что-то новое в получении максимума прибыли при минимуме затрат уже просто невозможно. Однако смекалистый славянский ум с легкостью опровергает подобные предположения, измышляя все новые и новые способы сколотить свой маленький капитал в обход официального предпринимательства. И поразительно в этом не то, что дельцы находят лазейки в государственной системе, а то, что их «дела» приносят простым людям больше пользы, чем эта система.
Просьбы, упреки и убеждения наконец-то склонили автор сиих строк написать о чем-то светлом добром и гуманном в жизни горловчан. «Нельзя же все время о негативе», - корили некоторые товарищи Азога уже не первый месяц. Нельзя, согласился с ними автор и вспомнил о «нелегальных перевозчиках», ежедневно мотающихся между Горловкой и Донецком. А чем не позитивная тема для блога? Итак, посвящается всем отчаянным бойцам с белыми «Богданами», не щадящих связок своих в революционных призывах «Донецк! Ветка-Изумруд!» и «Горловка! Кому на Горловку?!».
Путь воинов: Крытый – Путиловка - Западный
Любая подпольная деятельность имеет свою предысторию. Наш рассказ – не исключение. В те славные времена, когда жесткие диски не превышали объема в 500 Мб, в киосках продавалось пиво «Сармат-Оригінальне», а страной правили кучманоиды…. Так вот, в те славные времена между городом химиков и шахтерской столицей курсировали немногочисленные ГАЗели пшеничного цвета с номером «76» на лобовом стекле (только-только сменившие громоздкие ЛАЗы). Их конечной остановкой в Донецке была АВ «Крытый рынок». Многие еще помнят зимние штурмы этих скрипящих картонных раритетов и бесконечные очереди на платформах. Альтернативой этим чудо-такси была… электричка. Хотя иногда можно было уехать и на «левой» маршрутке с водителем из Константиновки или Енакиево. Причем до платформы такие авто не доезжали, останавливаясь чуть поодаль. «Дорогу показывайте», - не редко можно было услышать от водителя-нелегала в начале пути.
Но вот однажды донецкий муниципалитет решил, что «76»-е слишком уж «перегружают» улицы их любимого города. Поэтому горловских водителей послали на… АВ «Путиловский». Так начался новый период междугородних перевозок, запомнившийся, как эпоха «белых Богданов» и «полосатых Эталонов» (в меньшей степени – микроавтобусов «Рута» и «Тата»). Собственно и сейчас еще можно ощутить все прелести ожидания «пока водитель оформит билеты» и посадки а-ля «За поворотом возьмете?». Это было время увеличения автопарка маршруток на Донецк, войн за тарифы, отстаивания льготниками своих прав и путиловских очередей «до восьми вечера». Тогда же в Горловке появился отдельный класс пассажиров – «стоячие». Люди, которые предпочитали садиться не на автостанции, а где-нибудь возле «Паспортного стола», «Исторического музея» или «заправки Титан». Главное для них - быстро сесть и уехать в Донецк. Особо запомнился в этот период «Бердянский автобус», отправлявшийся с автостанции в 09:00 и собиравший по дороге подобных «клиентов».
Да и в «Богданах» начала формироваться своеобразная транспортная культура. С какой стороны нужно садиться утром и вечером, чтобы солнце не светило в глаза; где «стоячим» приседать от патрулей ДПС; как искоса наблюдать за соседями, чтобы они этого не заметили и т.д. Пассажиры начали друг друга узнавать, здороваться, а иногда и занимать места в очереди. Ведь не секрет, что сотни наших горожан уже давно перебрались работать в Донецк, считая поездку в шахтерскую столицу обычным делом.
Тут-то к нам и постучалось Евро-2012 - Путиловский автовокзал пришлось закрыть. Очень нужно было… под строительство VIP-терминала аэропорта. Для этого не-VIP жителей нашего региона попросили «войти в положение» и освоить АВ «Западный». Горловчане восприняли предложение мрачно. Мало того, что пришлось чуть ли не на час дольше ехать к работе, так процентов на 15 подорожал проезд. Спасение пришло само собой. Вернее – со стороны «нелегальных перевозчиков», как их позже окрестили донецкие власти.
«Два места и едем!»
О том, как и когда это произошло – помнят уже немногие. Однако еще в «путиловский период» между Горловкой и Донецком тишком да нишком на легковых авто стали возить пассажиров. Если автору не изменяет старуха-память, в Горловке первые зазывалы появились на стоянке возле «Фуршета». Благодаря их стараниям, человек, переплатив гривны три, мог доехать на «Ланосе» за полчаса до Путиловки. Тогда же и в Донецке начали появляться первые «нелегальные таксисты»: на Ветке, 18-ой больнице и рядом с Путиловским автовокзалом. К примеру, с первого и последнего пункта ходили исключительно частные авто, а вот возле «18-ой» - микроавтобусы Mersedes (кстати, не только в Горловку, но и в Доброполье). Чуть позже последних можно было заметить уже и на Ветке.
Бизнес стал развиваться стремительно, вызвав одобрение и активную поддержку со стороны пассажиров. Ну, подумаешь, пару лишних гривен заплатишь, зато с ветерком «долетишь» до Ветки – ставшей года через два основным пунктом высадки горловчан в Донецке. К середине 2011-го в областном центре образовалось несколько ключевых посадочных мест на Горловку: Крытый рынок (сюда перекочевали маршруточники с 18-ой больницы, отказавшиеся от помощи зазывал-диспетчеров), магазин «Изумруд» (оккупированна неким такси «Центр»), Шахтерская площадь (самая крупная и старая «контора» междугородних горловских перевозок - на базе такси «Экспресс»), бывший Северный автовокзал (вторая крупнейшая контора – на базе такси «Меридиан») и «Ветка» (где до сих пор «шаманят» независимые зазывалы).
Если вечером Вы едете из центра Донецка на АВ «Западный», стремясь попасть на «76»-ую маршрутку, то, как минимум четыре раза, у Вас возникнет желание выйти. Почему? Горловская душа не в силах удержаться от призывного вопля: «Горловка! Два места и едем». Выйдя, и оглянувшись, Вы заметите суетливого молодого человека, который укажет Вам на очередь и пообещает: «Минут через тридцать уедете. Что? Да ведь это быстрее, чем Вы доберетесь до «Западного» и там еще будете ждать маршрутку». Вообщем, такая нехитрая логика побеждает все сомнения, и Вы ждете свое заветное авто.
Именно так «76»-е стали пустеть, а на остановках по ул. Университетская и пр. Киевский дончане с изумление стали лицезреть толпы ждущих чего-то людей. Горловчане отдали предпочтение скорости и «нелегалам», оставив АВ «Западный» для нерискованных и экономных сограждан.
Полевые транспортные командиры
В чем же простота и гениальность решения тех товарищей, которые ныне курируют «нелегальных таксистов» между двумя городами? Каждый день на работу в областной центр и обратно ездят не только пассажиры, но и люди на собственном авто. А почему бы не наладить сеть перевозок так, чтобы вторые возили первых? Нужен только координатор – диспетчер-зазывала, который бы находил клиентов для «частников». Так в Горловке стали работать «службы такси» с площади Победы, остановки «Кочегарка», пересечения ул. Первомайская и пр. Победы, а также кинотеатра «Украины». Причем последние две заслуживают особого внимания, ведь они являются наиболее «опытными» подпольщиками. Паренек с немного хрипловатым голосом и перебинтованной рукой, представляющий «ех-Меридиан» - профессиональный зазывала, «вычисляющий» потенциальных клиентов чуть ли не за версту. Его знают не только постоянные клиенты, но и те, кто всего пару раз ездил таким способом в Донецк. Забыть его манеру общения – просто невозможно.
Вторая служба – «кинотеатр Украина». Здесь верховенствует «диспетчер» Игорь. Суровый паренек, вдумчиво вышагивающий возле интерактивного клуба и несколько исподлобья оценивающий подходящих. Его принцип работы – постоянные клиенты вперед, остальные – по очереди. Человек, в котором чувствуется некий дух «полевого командира». Такого запросто можно представить строящим колонны молодежи на Майдане-2004. Его напарники в Донецке, работающие на Шахтерской площади, не менее интересные персонажи - Дмитрий и Виталий. Первый – немного не от мира сего «шебуршной» паренек, зачастую путающий «кто же пришел на остановку первым». А вот Виталий отличается не только особым чувством юмора, но и довольно хорошей памятью на лица. Хотя, бывает, идет против справедливости, пропуская без очереди красивых барышень.
Остальные службы не менее интересны, но говорить обо всех – никаких интернет-страниц не хватит. Не корысти рекламной ради, а токмо полезной информации в угоду, отмечу, что проезд в таких «такси» сейчас равен 15 грн. (кроме такси «Центр», иногда берущей на 5 грн. больше) с человека. Если это не «фирменное» авто службы, то «левый» водитель отдает «за услуги» - по 3 грн. с пассажира. При хорошем раскладе с «легковушки» зазывала наваривает по 12 грн. Кстати, разнообразие курсирующих между Горловкой и Донецком машин порой поражает. Вы с легкостью можете сесть как в разбитую «восьмерку», так и прокатится на новеньком Volkswagen Passat.
Вперед – к новой эпохе
Но все хорошее в нашей стране имеет, как правило, и обратную сторону медали. Во-первых, попадаются не совсем адекватные водители, любящие «поддать газку» на трассе так, что душа в испуге стремится к кедам. Во-вторых, Вы не застрахованы, а значит - после ДТП Вам придется «выкручиваться» самим. В-третьих, Вы можете на середине пути заехать с водителем на заправку, где оооочень долго обслуживают. В-четвертых, по понедельникам Вам будет сложно пробиться в Донецк сквозь «студенческую блокаду», а в пятницу – в Горловку. В-пятых, ссора с диспетчером может надолго «задержать» Вашу посадку. В-шестых, дончане уже очень нервничают при виде стихийных стоянок горловских авто и их водителей, использующих не по назначению ближайшие кусты.
Вы можете спросить – а почему же данный бизнес не ликвидирован, раз его называют «нелегальным»? Автор этих строк полагает, что без «откатов» власть имущим (либо же курирования кем-то свыше) тут не обошлось. Подобная деятельность по всем законам бизнес-бытия не может существовать самостоятельно. Попытки прикрыть были, но завершились они ничем. Кстати, еще во время местных выборов, методом «дешевых» такси в Донецк пыталась подняться одна из «общественных организаций» Горловки. И если автор не ошибается, то маршрутка именно этой «конторы» была задержана на трассе, а пассажиры высажены.
Поэтому недавно некоторые «частники» пришли к вполне логичной мысли – а почему я должен платить какому-то дяде? Именно сей вывод заставил некоторых водителей подбирать себе «команду пассажиров», с которыми бы он ездил каждый день в Донецк. Первому достаются чистые 45 грн., а пассажирам гарантированы места в транспортном средстве. Некоторые водители сами превратились в зазывал, «собирая» пассажиров либо на супермаркете «Украина», либо на Облстате, либо же на остановке «Таманский». Социалистическая самоорганизация граждан в чистом виде. Без посредников.
Еще один удар по «нелегалам» - изменение движения «76»-ых. Если верить объявлениям, то с 10 октября они начали ходить до АВ «Южный», открыв новую страничку мытарств горловских пассажиров. Плюс в том, что идти маршрутки будут по пр. Киевский и ул. Университетская, делая остановки на «Ветке», «Изумруде» и т.д. Но это может оказаться временной мерой. Ведь вскоре будет окончено строительство нового автовокзала на Ж/Д-вокзале. «С улицы Артема к новой автостанции появится подъезд. Здесь также будут останавливаться транзитные автобусы на Горловку, Ясиноватую и Авдеевку» , - не так давно заявил начальник отдела транспорта Донецкого гориспокома Федор Плошай. Означает ли это вымирание горловских «нелегалов» - трудно пока прогнозировать. Конечно, риск есть, если перевозчики «76»-ых снизят проезд гривен до 12-ти. Но в нашей стране, как правило, то, что повысилось, редко возвращается обратно.
P.S. Все совпадения мест, имен и ощущений с реальностью случайны
Блоггер АЗОГ
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
18:17
4 листопада
13:19
4 листопада
live comments feed...