Эксперты утверждают, что террористы могут нацелиться на аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса

Теракты, к счастью, не унесли ни одной жизни, но ярко высветили проблему обеспечения безопасности. Сейчас все спецслужбы государства напряженно работают над предотвращением новых взрывов. А их можно ожидать буквально где угодно. К примеру, склонность террористов к дешевым эффектам вполне может привести их к тому, чтобы устроить в меру локальную, но во всех отношениях заметную техногенную катастрофу. Например, взрыв на аммиакопроводе.

Аммиакопровод Тольятти-Одесса – уникальное инженерное сооружение, созданное на излете советских времен при активном участии США. По тем временам это был подлинный шедевр химпрома. Да и сегодня аналогов ему в мире практически нет. «Такого уникального объекта, как аммиакопровод Тольятти – Горловка – Одесса, в мире не существует. Технологический аммиакопровод между химическими предприятиями, который находится в Штатах, мало похож на наш, он строился для других целей и задач. Эта труба не является транзитной, не имеет выхода в порт», - подчеркивал директор госпредприятия «Укрхимтрансаммиак» Виктор Бондик.

И в самом деле, СССР был единственным государством в мире, где труба, по которой под давлением прокачивается аммиак, могла идти по густонаселенным территориям и заканчиваться в крупном порту. Как отмечают эксперты, «аммиакопровод Тольятти – Горловка – Одесса является единственным в мире по своему масштабу не потому, что в других странах нет денег на прокладку труб, а из-за феноменальной опасности, которую представляет собой аммиакопровод. Тысячи километров ничем не защищенных труб являются идеальным объектом для терактов. В СССР такой проблемы не существовало».

Известны и места, где доступ к трубе относительно упрощен, а эффект от взрыва утаить не удастся. Это, например, участок уникального вантового перехода аммиакопровода через реку Днепр – это переход длиной 720 м относится к числу самых длинных в Европе. Впрочем, чтобы случилась беда, террористы могут и не понадобиться.

Аммиакопровод эксплуатируется двумя компаниями: на российском участке – ОАО «Трансаммиак» (принадлежит ОАО «Тольяттиазот»), на украинском - УГП «Укрхимтрансаммиак».Аналитический портал химической промышленности «Новые химические технологии» указывает, что его номинальная мощность 2,5 млн. тонн год, но фактически мощность составляет 3,5 млн. тонн/год.

Понятно, что при такой нагрузке, при столь длительной – еще с советских времен – эксплуатации трубопровод нуждается в особой заботе. И тут подход украинской и российской сторон разительно отличается: мы, в отличие от соседей, относимся к трубе куда легкомысленней. Иногда это даже приводит к конфликтам: так, в начале года Украина просто отказалась принимать аммиак из Тольятти, поскольку «трубопровод … тихонько протекает. Давление в нем периодически падает, и инородные частицы, которые попадают в аммиачный поток, начинают разрушать оборудование перегонных станций. Соответственно, на границе у «вентиля» явно нарушаются основные техпараметры потока. Украинская сторона иначе относится к своему оборудованию, и «не пускает» к себе грязную продукцию».

Кое-как уладив конфликт с украинскими партнерами, руководство «Тольяттиазота» немедленно провело косметический ремонт и пригласило местных, хорошо знакомых пресс-службе комбината журналистов, чтобы показать, как все на «Тольяттиазоте» и на аммиакопроводе красиво и прочно. Лучше бы они этого не делали.
Оказалось, что система оповещения об авариях со всеми своими тумблерами и верньерами – мечта послевоенных фантастов: сегодня в ЖЭКах стоит более современная аппаратура. Оперативное управление работой аммиакопровода осуществляется - вы не поверите - по городскому телефону!! Да-да, с тем самым пружинным проводом и круглым диском для набора номера. Сама же труба, свежевыкрашенная к приходу журналистов и ставшая теперь веселого желтенького цвета, останется такой ненадолго: красили-то прямо по ржавчине. Впрочем, и это не так уж важно: как ни крась, труба-то гнилая.

На самом деле владельцы «Тольяттиазота» и аммиакопровода отлично понимают, что при таком обслуживании трубопроводу осталось жить недолго и без терактов (хотя для них и от террористов есть польза – случись что, можно многое списать). А значит, не худо бы запастись обходным вариантом. Заодно продемонстрировать, куда исчезает прибыль «Тольяттиазота» – не на офшорные счета его собственников, конечно же, а на развитие производства. Например, на строительство своего морского терминала.
Основные владельцы и руководители завода – династия Махлаев (Владимир Махлай, его сыновья Сергей и Андрей, а также новая гражданская жена Махлая-старшего Валентина Семенова), гендиректор Евгений Королев, а также, как называют его газеты, «главный сбытчик продукции и распределитель финансовых потоков Андреас Циви». Эта сплоченная компания вот уже второй десяток лет строит для «Тольяттиазота» терминал на Азове, в порту Тамань. Однако за все эти долгие годы на таманском берегу так ничего и не появилось, кроме ям. Не урегулированы даже базовые правовые вопросы. «По результатам нескольких проверок краснодарских краевых природоохранных органов, а потом и МЧС, выяснилась нелицеприятная картина: «Строительство вспомогательных объектов и сооружений по документации, не имеющей экологической экспертизы... Ведется пользование недрами без лицензии. Выброс вредных веществ в воздух... Не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления... Не разработан проект санитарно-защитной зоны с учетом вклада всех предполагаемых к размещению предприятий и сооружений по всем видам загрязнений... Не проведены расчеты санитарных разрывов от железной дороги... Не разработана программа производственного контроля за негативным влиянием на здоровье людей... Не разработаны техусловия по противопожарной защите объекта с учетом его специфики... Нарушения обязательных требований СНиП, допущенных при выполнении строительно-монтажных работ на объектах морского терминала, и т.д. и т.п...» В результате господину Махлаю отказали в заманчивых «инвестициях в краевую экономику» и запретили строительство терминала в Тамани».

В общем, средства на транспортировку аммиака с «Тольяттиазота» выделяются исправно, а деваются неизвестно куда: ни нынешний аварийный трубопровод их не видит, ни грядущий азовский порт. Долгие годы трудов и миллионные инвестиции в строительство завершились лишь несколькими ямками в Тамани. Впрочем, учитывая, что и у самого азотного завода техническое состояние плачевно (уровень использования можностей, по данным статистики, каждый год снижается), может, оно и к лучшему – глядишь, скоро и транспортировать будет просто нечего.

МосРегионПортал
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
1576 просмотров в январе
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Новости компаний
Приглашаем Вас принять участие в мебельном  форуме! 17 февраля 2020 года компания «Лизинг Инвест», совместно с производителем стекольной продукции ООО «Лисичанский стекольный завод», проводит форум «Стеклянные решения для Вашей мебели» для предприятий мебельной отрасли Луганской и Донецкой области. Цель форума – обсуждение выгодных предложений от Лисичанского стекольного завода для компаний мебельной отрасли. Участники форума -  малые и средние предприяти...
Общество
По состоянию на утро 21 января, очереди на пунктах пропуска на линии разграничения были следующими.Майорск в сторону Бахмута 15 авто, в Горловку 35.Марьинка в сторону Курахово нет авто, в Донецк 65.Новотроицкое в сторону Мариуполя 20 авто, в Донецк 35.Гнутово в сторону Мариуполя 10 авто, в Донецк 10.Информация от очевидцевКПВВ «Майорск»8:49 КПВВ "Горловка". По состоянию на 09.45 на пункте пропуска 165 автомобилей, 106 автобусов и микроавтобусов, до 600 чел...
Общество
На неподконтрольной украинским властям части Донетчины с КПП под Горловкой «скорая» забрала мужчину. Об этом сегодня, 21 января, сообщает пресс-центр «МЧС ДНР». Как сообщают в «ДНР», 20 января на КПП «ДНР» под Горловкой доврачебная помощь была оказана мужчине 1964 года рождения, после чего он был передан работникам «скорой помощи».
Реклама
Обмен валюты - это место, где вы можете быстро и безопасно продать или купить нужную вам валюту по очень привлекательному курс валют Николаев. Наиболее известными валютами являются, в частности, евро, доллар США, японская иена, чешская крона, шотландский фунт, новозеландский доллар, британский фунт, хорватская куна, гонконгский доллар, швейцарский франк, канадский доллар, шведская крона или, например, польский злотый. Крупные обменные пункты Николаев предл...
Реклама
Вода необходима для выживания человеческого организма. Человек может прожить около месяца без еды, но только около недели без воды. Недостаток воды в организме влияет на работу органов всего организма. Но, самое важное, вода должна быть чистой и содержать полный комплект природных компонентов. К сожалению, в системе водоснабжения, вода не отвечает требованиям, поэтому стоит воспользоваться услугами доставки воды на дом от компании «Райське Джерело». Заказа...
Общество
Жители прифронтового поселка Зайцево, расположенного на окраине Горловки, подготовили иски в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ ) о возмещении Киевом ущерба на общую сумму свыше 2 млн рублей. Об этом сегодня заявили в общественной комиссии по оценке экономического ущерба, нанесенного Украиной. «Первое в 2020 году заседание общественной комиссии прошло сегодня в Донецке. Рассматривались обращения жителей Зайцево, которые пострадали от вооруженной агре...
Общество
По состоянию на утро 15 января, очереди на пунктах пропуска на линии разграничения были следующими.Майорск в сторону Бахмута 15 авто, в Горловку 40.Марьинка в сторону Курахово нет авто, в Донецк 75.Новотроицкое в сторону Мариуполя 30 авто, в Донецк 40.Гнутово в сторону Мариуполя 20 авто, в Донецк 10.Информация от очевидцевКПВВ «Майорск»8:45 КПВВ "Горловка". По состоянию на 09:25 на пункте пропуска 175 автомобилей, 102 автобусов и микроавтобусов, до 700 чел...
Общество
Рядом с «республиканском» КПП «Горловка» местные жители предлагают услуги по хранению автомобильных номеров «ДНР». Об этом сообщается в социальных сетях. Также опубликовано фото. Отмечается, что услуги по хранению номеров предлагают рядом с «таможней ДНР». Стоимость – 50 российских рублей (около 20 грн по курсу местного банка на 12.01.2020). Сергей: «Мне одному кажется что весь этот кипиш с украинскими номерами и был создан для того, чтобы рубить бабло за...
Общество
11 января текущего года, в 16 часов 50 минут по местному времени на территории неподконтрольной украинскому государству Макеевки, что в Донецкой области, а точнее в Советском районе города местные жители поселков Зеленый и Объединенный почувствовали новый сильный подземный толчок, о чем оперативно сообщили по телефону на горячую линию, передает Replyua.net. Более подробно об этом они пишут в социальных сетях. Таким образом, согласно словам юзеров, подземны...