13:51, 20 січня 2012 р.

Как спасти машину зимой

Советы, как вытащить авто из кювета и завестись без аккумулятора.

В Украину пришла долгожданная зимняя погода. Увы, вместе с ней — и проблемы для автомобилистов. Сложно стало даже начать движение — то автомобиль не заводится, то буксует при попытке тронуться с места. Бывает, что даже и подойти к нему из-за снежных завалов непросто.

Нелегко и ездить: то заносит, то не тормозит, то крутит. Хуже всего, если в пути произошла поломка. Ведь даже такая мелочь, как замена пробитого колеса, в холод становится непростым испытанием. А настоящий кошмар — заглохнуть где-нибудь на загородной дороге, где ни души вокруг и даже телефон не ловит сигнал, да еще и ночью.

Однако лучше предотвратить беду, чем затем бороться с ее последствиями. Мы опросили с десяток водителей, среди которых большая часть — дальнобойщики, намотавшие около миллиона километров, и просто опытные водители, которые часто ездят на большие расстояния.

Абсолютно все они отмечают, что для того чтобы комфортно и без приключений ездить зимой, важно соблюдать несколько правил. Во-первых, следить за техсостоянием авто, во-вторых, всегда иметь запасной план на случай поломки (например, телефон друга или службы эвакуации), в-третьих, управлять машиной с максимальной осторожностью.

Также крайне важна взаимопомощь водителей на дорогах: если вы видите, что кто-то нуждается в помощи, обязательно нужно остановиться и ее оказать. Ведь в условиях даже небольшого мороза речь может идти о жизни и смерти, а помощь, возможно, нужна совсем не большая. Негласный закон: сегодня кому-то поможете вы, завтра помогут и вам.

ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ ЗИМОЙ

На основании личного опыта из 10 автозим я выбрал 3 предмета, необходимых в это время года.
Щетка для чистки снега. Перед выездом покрытый снегом автомобиль нужно тщательно очистить, а скребком, который находится на обратной стороне спецщетки, соскрести лед со стекла.
Цена: 50—100 грн.

Провода для прикуривания. Если сел аккумулятор, сосед обязательно поможет, но если у него есть провода.
Цена: 100—150 грн.

Лопата. Иногда автомобиль приходится в буквальном смысле этого слова откапывать из снега. Либо, если он буксует, разбить лед под ведущими колесами. Для экономии места в багажнике лучше всего купить саперную лопату.
Цена: 150—200 грн.

ИТОГО: 300—400 грн.

ТРИ УСЛОВИЯ ЕЗДЫ ЗИМОЙ БЕЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ И ДТП

ТЕХИСПРАВНОСТЬ. Проблемы с пуском двигателя зимним утром могут возникнуть с любым неновым автомобилем. Чтобы не допустить такой ситуации, во-первых, убедитесь в технической исправности аккумулятора: у обслуживаемого желательно проверить электролит, а вот необслуживаемый (на большинстве современных авто) лучше всего просто заменить новым после 5 лет эксплуатации.

Но иногда может отказать и новый аккумулятор — такое происходит в том случае, если он однажды полностью или почти разрядился (например, из-за того, что водитель забыл выключить габариты), а после этого ездил в режиме коротких поездок. Его достаточно просто один раз хорошо зарядить — с помощью зарядного устройства или просто проехав несколько часов по трассе.

ПРОГРЕТЫЙ МОТОР. Зимой мы советуем прогревать мотор: нередко уже после того, как водитель выехал, стекло быстро запотевает и тут же покрывается льдом изнутри. Чтобы отогреть стекло, нужен горячий воздух, а если двигатель холодный, ему просто неоткуда взяться (включение обдува лишь усугубляет ситуацию).

Однако решение пустить горячий воздух на лобовое стекло является ошибкой — из-за резкой разницы температур оно может лопнуть (частая зимняя неисправность), поэтому лучше повышать температуру в салоне очень плавно.

ХОРОШИЕ КОЛЕСА. Мы рассчитываем, что вы поменяли летнюю резину на неизношенную зимнюю еще накануне холодов — если нет, нужно это сделать немедленно, либо вообще не ездить зимой — ваш тормозной путь будет слишком уж отличаться от других автомобилей.

Также важно проследить за состоянием тормозной системы — выход из строя, например, тормозных цилиндров из-за того, что замерзла старая тормозная жидкость (если ее не менять несколько лет, такое возможно, поскольку она гигроскопична) — прямой путь к ДТП. Но что делать, если с тормозами что-то произошло прямо в пути? Увы, никаких «хитростей» нет — нужно вызывать эвакуатор (или автомобиль с креплением для жесткой сцепки).

КАК СОХРАНИТЬ НАД АВТО КОНТРОЛЬ

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел — контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя. Но вот как выйти из заноса, если он все-таки произошел?

ЗАДНИЙ ПРИВОД. Стандартная ситуация: при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а достаточно лишь немного уменьшить подачу топлива, снизить скорость, а также мягко и четко регулировать рулем траекторию. Тогда автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным поворотом руля вправо для выхода на прямолинейное движение.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного авто водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения.

Но увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то автомобиль станет неуправляемым — наступает снос. Увы, увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения курса автомобиля нужно плавно уменьшить подачу топлива (убрать ногу с педали газа) до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого чуть поднажать на педаль газа. Лучше всего, конечно, приобрести нужные навыки на закрытой площадке с инструктором.

ДОСТАЕМ АВТОМОБИЛЬ ИЗ КЮВЕТА

Последствия заноса в повороте — автомобиль может вылететь в кювет. Вытащить его оттуда — настоящая проблема, однако решаемая.

Для этого нужен крепкий трос, который цепляется за буксировочное кольцо (крючок) под бампером автомобиля. Второй конец троса нужно прицепить к тяжелому автомобилю с мощным двигателем (лучше всего — к грузовику). Водитель попавшей в кювет машины должен сесть за руль и в тот момент, когда тягач начнет двигаться, корректировать направление движения рулем. Но если кювет слишком глубокий, поможет лишь спецтранспорт с подъемным краном.

ОТКАПЫВАЕМ МАШИНУ ИЗ СУГРОБА

Частая сезонная неисправность — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель, — «ни туда и ни сюда» и нужна лопата. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.

ПРИКУРИТЬ БЕЗ ОШИБОК

Часто нужно помочь человеку, который по какой-то причине посадил аккумулятор, тогда он просит «прикурить». Правда, не сигарету, а батарею. Конечно же, человеку нужно помочь, но как правильно?

Начнем с того, что «прикуривать» имеет смысл, только если машина исправна. Если аккумулятор разрядился после долгих безуспешных попыток пуска, «прикуривание» не спасет — нужно устранить причину.

Учтите, что, во-первых, для прикуривания нужен автомобиль с мощным аккумулятором — «Таврия» внедорожнику никак не поможет. Во-вторых, процесс пожароопасен: рядом не должно быть ничего легковоспламеняющегося. Теперь про алгоритм.

Нужно поставить машину «донора» так, чтобы провода дотянулись до клемм. При этом двигатель автомобиля-«донора» нельзя глушить.

Не перепутайте провода: красный нужно подключить к плюсовым клеммам, а черный или бесцветный — к «минусу». Причем, начать подключение лучше с «минуса».

Стоит подождать 5—10 минут (бывает, до получаса), для того чтобы «донор» подзарядил аккумулятор.

Теперь — ключ на старт, заводим машину и отключаем провода. Реанимированный двигатель лучше не глушить как минимум час.

ОСТОРОЖНО С ДИЗЕЛЕМ

В случае с дизельным двигателем могут возникнуть проблемы зимой, если заправиться не соответствующим сезону топливом. Дело в том, что по физическим свойствам дизтопливо разделяется на летнее и зимнее. Первое при производстве дешевле на 30%, однако и застывает оно уже при -5 °С (этот процесс называется парафинизацией). Зимнее же дизтопливо не застывает до -35 °С. По идее, с наступлением первых холодов на АЗС должны завозить только сезонное топливо, однако, во-первых, делают это не всегда, во-вторых, заправщики стараются перед завозом распродать остатки летнего. Для автомобилиста результат заправки не соответствующим сезону топливом может быть плачевным: топливная система забивается «хлопьями». Исправление этой проблемы выливается в серьезную «копеечку» — до 2 тыс. грн.

Чтобы избежать конфликта с клиентами, на многих заправках химичат — добавляют депрессорные присадки. Однако на некоторых АЗС вместо них льют керосин или, еще хуже, бензин — заправка такой бодягой современного автомобиля может привести к преждевременному капремонту (старые машины этого не боятся). Увы, распознать подделку можно лишь в лаборатории.

Поэтому «дизелистам» советуем заправляться исключительно на сетевых фирменных АЗС. Допускайте вариант, что такая АЗС по пути может и не встретиться, и придется заправиться на первой попавшейся бензоколонке — так что лучше всегда возить с собой баллончик с депрессорной присадкой (стоит от 30 грн из расчета на полный бак).

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...