Польза тридевятого царства: психологи призывают горловчан читать своим детям сказки

Психологи уверяют, читать малышу сказки весьма полезно. Консультация психолога для уверенности и счастья нужна всем. Консультация психолога - дело важное и нужное. Наверняка, многие уже встречали такое понятие, как «сказкотерапия». Что это такое и как его использовать? На эти и многие другие вопросы ответит психолог городского центра здоровья Анжелика Степанюгина. 

- Анжелика Анатольевна, в последнее время все чаще родители сталкиваются с таким понятием как «сказкотерапия». Что это?

- На самом деле, не так давно это понятие вошло в нашу жизнь. Сказкотерапия базируется на нашем детском восприятии мира. У маленького ребенка отсутствует социальный опыт , т.е у него нет готовых способов решения проблемных ситуаций. Поэтому у малыша есть два источника жизненного опыта: поведение родителей (дети видят – дети повторяют) и сказки, т.к. они содержат проблему , которую и решают персонажи. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии.

- Чем полезна и какое влияние оказывает данная методика?

- В любой сказке есть персонаж, обладающий человеческими, «живыми» качествами, характером, жизненной позицией. Вспомните свою любимую сказку, любимого героя – это и будет ваша заложенная в детстве модель поведения. Любимый персонаж выбирается в соответствии с личными качествами ребенка и , соответственно, его модель поведения, его способы решения конфликтных ситуаций (а в сказках всегда есть конфликт) становятся базой для собственных решений. Таким образом ребенок получает уже готовый социальный опыт. В плане психокоррекции родители могут привить своему ребенку желанные качества. Если ребенок, скажем, робок , застенчив, боится высказывать свое мнение – отлично подойдет сказка «О трех богатырях»: смелых, активных, справедливых и храбрых , а модель борьбы со «злодеями» будет выбрана согласно похожим личным качествам ребенка. Таким образом малыш будет целиком ассоциировать себя с положительным героем, тем самым перенимая его все  качества.

- Как быть если ребенок ассоциирует себя с отрицательным персонажем и, следовательно, ровняется на  его качества?

- В первую очередь, необходимо выяснить чем же именно привлекает ребенка этот персонаж? Так, Баба Яга может привлечь чада своей самостоятельностью, Кащей Бессмертный -  властью и силой. Необходимо объяснить малышу причину по которой герой становится отрицательным. Например, Бабушка Яга – женщина одинокая, с ней никто не хочет общаться из-за плохого характера, вот она и ест всех от обиды. У Кащея та же беда: одиночество, еще и страх того, что все-таки найдут ту самую иглу, которую он так тщательно прятал -  т.е. все это комплексы. Если ребенку объяснить проблемы отрицательных героев то интерес к ним пропадет.

- Тот факт, что в сказках зачастую фигурирует насилие, например, волку вспороли брюхо, дабы достать съеденную бабушку – неужели это является чем-то поучительным?

- Целью любой сказки является передача жизненного опыта , т.е. способ решения проблемы. Любая проблема содержит либо физическое, либо психологическое насилие. И сказка в игровой, легкой для восприятия ребенка форме дает определенный алгоритм к действию, решению проблем. Насилие необходимо в сказке для того, чтобы разработать схему благополучного выхода. Любая сказка заканчивается хорошо, все злые герои наказаны и тем самым насилие прекращено. Например, в Волке из «Красной Шапочки» ребенок видит взрослого человека, мужчину, который  игнорирует общественные нормы поведения. В жизни , согласитесь, таких мужчин хватает: человек с бутылкой, сосед, который поднимает руку на жену или детей.  Ребенок, который изначально не знает, как относится к таким людям, используя полученный опыт из сказки будет знать, что общаться с таким человеком если и нужно, то очень осторожно.  Кроме того, благодаря тому, что в большинстве сказок добро побеждает зло, описанное насилие умаляется, не кажется таким явным, на нем не акцентируется внимание.

-  Что, с точки зрения психологии, полезнее для ребенка: сказки или мультфильмы? Может ли одно заменить другое?

- Легче воспринимаются мультфильмы – готовые картинки, готовая наглядность. С одной стороны это хорошо, т.к. малыш быстрее и легче воспринимает информацию. Но это хорошо настолько же, на сколько и плохо: когда ребенок читает или слушает сказку, работает его фантазия, он представляет героев и события.  От этого и впечатления ярче, и развитие ощутимее. Мультфильм никогда не сможет заменить сказку, как и наоборот. Тем более, если сказку читает мама -  ее голос вызывает абсолютное доверие и ощущение комфорта.

- Какие сказки , на ваш  взгляд, должны стать настольными книгами для малышей и их родителей?

- В первую очередь, для меня более предпочтительны русские и украинские сказки, т.к. они соответствуют нашим этническим корням, нашему наследию: характер героев списан с реальных людей, модели поведения также наши и суть сказок взята из жизни. К примеру, национальные обряды, традиции красной нитью проходят через все сказки и не противоречат психоэмоциональному восприятию мира малышом. Если есть у нашего народа обычай встречать весну хороводами и  веснянками, то все это можно найти и в сказках, например в «Снегурочке». Украинские национальные традиции, также прочно вошедшие в нашу жизнь, хорошо освещены Н. В. Гоголем  «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Важно понять, что уделив всего несколько минут , дабы прочесть своему чаду сказку, вы не только сближаетесь с ним, но и преподносите бесценные жизненные уроки. Вместе с малышом перенеситесь в волшебный мир сказки – так вам вдвоем будет легче и интереснее изучать эту разнообразную жизнь и расти.